Расследование пожаров

На одном из рыболовных траулеров команда, как обычно в вечерние часы, смотрела кино. Картина была интересная, судно стояло у причала и, кроме вахтенного у трапа, все собрались в столовой. Во время демонстрации фильма появился запах гари. Несколько человек вышли посмотреть, в чем дело, и увидели, что из-за закрытых дверей двухместной каюты выбивается дым. Открыли дверь — и оттуда полыхнуло пламя. Сразу же была объявлена иожарная тревога. Людей эвакуировали на придал, начала действовать водопожарная система, вызвали береговЫХ пожарных… Хотя в начале этих событий и была допущена ошибка — открыта дверь и в очаг загорания подана дополнительная порция кислорода, но энергичные действия команды и прибывших береговых пожарных способствовали быстрой ликвидации пожара, происшествие обошлось без жертв i без большого материального ущерба: выгорело лишь две каюты После тушения пожара еще до начала работы комиссии по расследованию была предпринята попытка установить причину пожара при предварительном осмотре.

В этой связи уместно отметить, что основными причинами возникновения пожаров на судах являются:

1) самовозгорание веществ и материалов, которое может происходить при благоприятных условиях для протекания окислительного процесса, когда имеется возможность аккумуляции тепла и попадания горючего вещества на поверхности, нагретые выше температуры самовоспламенения этих веществ. Широко известным примером таких пожаров может служить самовозгорание рыбной муки, угля, кип хлопка при попадании на них различных масел. Одной из самых распространенных причин пожаров в машинных помещениях судов является попадание топлива или масел на раскаленные части механизмов — выхлопные коллекторы дизелей, детали турбин и паропроводов, работающих с паром высоких параметров;

2) неисправность электроустановок. Нарушения требований по установке судового электрооборудования и правил его эксплуатации нередко становятся причиной пожара, несмотря на заземление электроустановок и предохранительные устройства;

3) проведение на судне электро- и газосварочных работ. Пожары по этой причине занимают особое место, так как на их долю падает более четверти всех пожаров на судах. Попадание раскаленных капель металла на горючую поверхность или во взрывоопасную атмосферу грузовых танков может привести к взрыву и пожару, как это случилось на танкерах «Прима Маэрск» и «Берге Истра» (см. гл. 5);

4) взрывы — образование смеси паров нефтепродуктов с воздухом в концентрациях, опасных в пожарном отношении. При появлении источника воспламенения взрыв неизбежен. Взрывы и пожары на танкерах в основном происходят по этой причине. Столкновения судов, в которых участвуют танкеры, обычно также кончаются взрывом и горением разлитой нефти;

5) неосторожное обращение с огнем. Нередко пожары возникают от брошенных непотушенных окурков или спичек, от небрежности при пользовании зажигательными приспособлениями, освещения спичками, свечами и другим открытым пламенем;

6) недоброкачественный ремонт. На одном из судов при ремонте дизель-генератора не были зашплинтованы гайки болтов верхнего шатуна. При работе двигателя произошло самоотвинчивание гайки болта, болт оборвался, пробил блок двигателя и повредил топливные и масляные трубопроводы. От выброса откры-все остается без изменений. Фиксируют положение предметов, материалов и оборудования, степень и характер их повреждения огнем. По видимым очаговым признакам и направленности горения делают предварительные выводы об очаге пожара. На этой стадии устанавливают и фиксируют те признаки, которые после разбора обгоревших конструкций и расчистки места пожара могут быть утрачены.

Стадия динамического осмотра сопровождается вскрытием, разборкой конструкций, препятствующих доступу к участкам, где необходимо провести детальный осмотр. При этом расчищают палубу, перемещают предметы, материалы и их остатки. Более детально исследуются признаки очага пожара. Обязательно расчищают зону предполагаемого очага, так как здесь могут оказаться дополнительные признаки и вещественные доказательства, подтверждающие или исключающие предположения относительно причин пожара и его очага. Осмотр обычно сопровождается фотографированием.

Проведение экспертиз, лабораторных анализов и технических расчетов оказывает серьезную помощь объективному расследованию.

Часто простой и ясный, на первый взгляд, вопрос при более глубоком исследовании его экспертом получает совершенно иное освещение. Например, на одном из судов пожар в машинном отделении, начавшийся с возгорания топлива на дизель-генераторе, не был ликвидирован с помощью стационарной системы пожаротушения, несмотря на то, что в процессе тушения был выпущен двойной запас огнетушащего вещества БФ-2. При расследовании аварии сложилось общее мнение, что пожар не удалось быстро ликвидировать из-за неплотно закрытой двери, находившейся недалеко от очага пожара, и от подачи в это помещение сжатого пускового воздуха из перегоревших воздушных трубопроводов. Однако при проведении экспертизы и лабораторных анализов было доказано, что примененная огнетушащая жидкость БФ-2 была некачественной и именно поэтому пожар не был потушен стационарной системой. В результате наметилась другая версия в расследовании, а ответственными за происшествие оказались другие лица.

При очень сложных случаях экспертиза поручается государственным учреждениям, например научно-исследовательскому институту. Такие экспертизы, как правило, бывают максимально объективными и высококачественными.

Во всех случаях экспертов тщательно знакомят с обстоятельствами дела, дают возможность провести осмотр места пожара и отвечают на возникшие у них вопросы.

В 1971 г. на плавучем крабоконсервном заводе «М. Тухачевский» [14] во время его ремонта в сухом доке произошел пожар. Конструктивная противопожарная защита судна была выполнена по третьему способу для пассажирских судов. На борту кроме экипажа пребывало 450 промысловых рабочих. Все системы пожаротушения находились в работоспособном состоянии. На судне были организованы пожарные вахты, проводились учебные тревоги. При расследовании было установлено, что причиной возникновения пожара явилось неосторожное обращение с огнем в одной из нежилых кают. Несмотря на наличие конструктивных мер противопожарной защиты, они не оказали заметного влияния на ограничение развития пожара в связи с недостатками в их обслуживании и использовании.

Прежде всего заслуживает упоминания тот факт, что в конструкции замков, удерживающих двери в открытом положении, вместо легкоплавких вставок были установлены обычные металлические пластины, в результате чего двери в шахте трапа и в главных противопожарных переборках не смогли закрыться под воздействием тепла, как это было предусмотрено их конструкцией. При обнаружении пожара водогазонепроницаемая дверь, ведущая из каюты непосредственно в шахту трапа, в суматохе была оставлена открытой. Пожар беспрепятственно распространился сначала в шахту трапа, потом в вышерасположенную группу помещений. На судне полностью выгорели 47 кают, кормовая радиорубка, агрегатная и аккумуляторная, было выведено из строя электрооборудование в этих помещениях, повреждены кабельные трассы, нарушена тепловая и противопожарная изоляция. На основе результатов расследования пожара были выработаны рекомендации о необходимости обучения судового состава тактическим приемам и действиям во время пожара и усиления контроля за состоянием конструктивной противопожарной защиты, систем и средств пожаротушения.

Во время стоянки речного судна «Волго-Балт-161» [15] под погрузкой в каюте боцмана начался пожар. В процессе расследования было установлено, что загорелся стол, вероятно, от неосторожного обращения с огнем при курении. Дверь в каюту боцмана после обнаружения пожара не закрыли. По коридору и вентиляционным каналам огонь быстро распространился по судну. Трапы на палубах не были выгорожены, поэтому пламя перебросилось также и в вышерасположенные помещения. В результате пожара полностью выгорела каюта боцмана, сгорела зашивка переборок и подволока в коридорах, на двух палубах получили повреждение кабели.

Был сделан вывод о необходимости выгораживать проемы, в которых установлены трапы, противопожарными конструкциями.

При расследовании пожара на теплоходе «Слуцк» в 1973 г. [13] было выяснено, что причиной загорания, возникшего в помещении групповых щитов, было первичное короткое замыкание проводов, подводящих питание к светильнику. Обследование таких светильников, проведенное на однотипных судах, подтвердило версию о том, что сам светильник обладал конструктивным недостатком: колба лампы, расположенная горизонтально, постоянно прогревала металлический корпус светильника, Непосредственно за корпусом были проведены провода, изоляция на которых от постоянного нагрева растрескалась, что в конце концов привело к короткому замыканию и возгоранию горючих материалов, использованных для отделки помещения. Был сделан вывод о непригодности такой конструкции светильников.

На одном из лесовозов возник пожар в сушильном помещении. Предполагаемой причиной явилось самовозгорание промасленной спецодежды, хранившейся в сложенном виде при довольно высокой температуре. При расследовании было обращено внимание на то, что такие помещения не по назначению используются для хранения горючих материалов и, следовательно, представляют повышенную пожарную опасность.

По результатам этого и подобных расследований в Правила Регистра СССР были введены требования об отделении таких помещений огнестойкими конструкциями.

На одном из судов с центральным постом управления (ЦПУ) машинного отделения при происшедшем в нем пожаре возникли затруднения с эвакуацией людей из ЦПУ через горящее машинное отделение. В результате всестороннего анализа было принято решение предусмотреть во всех ЦПУ аварийный выход, независимый от машинного отделения. Это требование также включено в последнее издание Правил.

Расследование пожаров на танкерах в 70-х годах позволило сделать вывод о необходимости оборудования судов дедвейтом более 20 тыс. т системой инертных газов и о некоторых усовершенствованиях самой системы. Эти положения получили отражение как в Конвенции СОЛАС-74, так и в Правилах Регистра СССР.

Приведенные примеры наглядно показывают, что расследования пожаров вносят весомый и наиболее убедительный вклад в решение вопросов о путях совершенствования мер конструктивного, режимного и организационного порядка, обеспечивающих пожарную безопасность судов и моряков, плавающих на них.

Опубликовано:
11.04.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru