По закону морского товарищества

Моряки говорят, что жизнь в море подчинена особому кодексу товарищества, главное правило которого гласит: «Помоги слабому, попавшему в беду, всем, чем можешь». И границ у этого «чем можешь» попросту нет, потому что спасанию неизбежно сопутствует риск — риск потерять вместе со спасаемым и свое судно и свою жизнь. И эта готовность отдать жизнь ради спасения судна, его экипажа или пассажиров — не просто красивые слова и поступки, а черта, присущая в первую очередь русским, советским морякам, морякам многих других стран.

…Пароход «Вольтурно» валовой вместимостью 3602 per. т был построен в 1906 г. в Канаде. Он совершал грузопассажирские рейсы между Европой и Америкой. 2 октября 1913 г. «Вольтурно» вышел из Роттердама в Нью-Йорк под командованием капитана Г. Инча. На борту парохода кроме экипажа из 57 человек находились 654 пассажира, в том числе свыше 560 человек эмигрантов: польских, румынских, сербских. Груз в трюмах судна был чрезвычайно разнообразный и в основном пожароопасный: жиры, джин, соломенные упаковки для бутылок, окись бария и ряд других химикалий.

Плавание через Атлантику проходило без происшествий до 9 октября. А в этот день был обнаружен дым, выходивший из люка первого носового трюма. «Вольтурно» сразу сбавил ход. В первые минуты пожара погибло четыре человека. Вскоре горел уже и второй носовой трюм, а затем раздался сильный взрыв, разрушивший носовую часть парохода, в результате чего рулевое устройство заклинило, а машинный телеграф вышел из строя. Пароход стал неуправляем.

В эфир был послан сигнал «SOS». К счастью, район, где случилась авария, находился поблизости от регулярных пароходных линий между европейскими и американскими портами. Призывы гибнущего судна услышали английский лайнер «Кармания», немецкие суда «Гроссер курфюст» и «Зейдлиц», судно Атлантической транспортной компании «Миннеаполис», судно княжества Виши «Раппаханпок», русское судно «Царь», американское —• «Крупланд», французские — «Ля Турень» и танкер «Нарраган-сет», который впоследствии оказал огромную услугу терпящему бедствие судну.

Мощный лайнер «Кармания» валовой вместимостью 19 524 per. т под командованием капитана Барра, изменив курс, развил скорость узла на два выше расчетной. Он мчался к месту аварии, посылая в эфир сообщения другим судам.

Пока этот весьма многочисленный флот шел к указанному в сигнале «SOS» месту, «Вольтурно» в течение нескольких часов пылал так интенсивно, что стало ясно: все находящиеся на борту погибнут раньше, чем подоспеет помощь. В столь тревожных обстоятельствах было решено спустить на воду две шлюпки. Это был рискованный шаг, поскольку с северо-запада дул сильный порывистый ветер.

Первым к «Вольтурно» подошел лайнер «Кармания» и… ничем существенным помочь не смог. Из-за сильного шторма шлюпки не могли приблизиться к горящему судну.

Когда прибыли другие суда, то они также оказались в незавидной роли наблюдателей, на глазах у которых разыгрывалась ужасная драма. «Кармания» и «Миннеаполис» предприняли несколько отчаянных попыток снять людей, но шквал на море свел на нет все их усилия.

Между тем еще до подхода «Кармании» капитан «Вольтурно» приказал спускать шлюпки: одни из них перевернулись сразу, остальные вскоре потерялись в шторме… В данных обстоятельствах приказ капитана перейти в шлюпки можно было признать вполне разумным, поскольку он ожидал повторных взрывов опасных грузов, которые могли полностью разрушить судно. И тем не менее, если бы не этот приказ, почти все, находившиеся на борту «Вольтурно», были бы спасены.

Дело в том, что к утру подошел танкер «Наррагансет» и выпустил широкую полосу нефти с наветренной стороны горящего «Вольтурно». Это позволило уменьшить волнение, и спасательные шлюпки смогли подойти к пароходу, чтобы снять уцелевших людей. Благодаря общим усилиям от верной смерти был спасен 521 человек: сначала женщины и дети, затем мужчины-пассажиры и, наконец, отважный экипаж, который боролся без передышки свыше 24 часов, сдерживая натиск огня.

В этой катастрофе погибли 103 пассажира и 30 членов экипажа; в основном это были люди, которые отплыли в двух спасательных шлюпках и стали, вероятно, жертвами шторма. Через шесть суток выгоревший «Вольтурно» затонул.

Однако не всегда совместные действия судов, пришедших на помощь по сигналу «SOS» бывали столь дружными и бескорыстными, как при спасении «Вольтурно». Иногда борьба спасателей за жизнь судна продиктована стремлением нажиться на чужой беде. Так было, например,’ в случае с лайнером «Атлантик».

Спущенный на воду в -1930 г. французский пассажирский лайнер «Атлантик» валовой вместимостью 42 тыс. per. т совершал регулярные рейсы между Европой и процветавшими после 1 мировой войны южноамериканскими республиками Бразилией и Аргентиной. Прошло три года. «Атлантик», высадив в Бордо богатых пассажиров с американского континента, следовал в Гавр для профилактического ремонта. 229 членов экипажа несли службу по расписанию.

4 января 1933 г. около 4 ч 30 мин на судне сработала звуковая пожарная сигнализация Вахтенный офицер известил о пожаре капитана Шуфса. Последовал приказ: закрыть противопожарные двери, отключить механическую вентиляцию помещений.

Очаг пожара был обнаружен в двух смежных каютах, где после рейса были сложены матрацы. На локализацию очага и тушение двинулась аварийная группа. Капитан Шуфс был настолько уверен в эффективности средств пожаротушения, установленных согласно СОЛАС-29 на борту, что послал судовладельцам телеграмму: «Ночью на борту судна начался пожар. Приняты необходимые меры. Идем в Шербур».

Надеждам капитана не суждено было оправдаться. Пламя по горючим элементам интерьера, коридоров, выгородок открытых на всех палубах трапов распространялось исключительно быстро. Интенсивность горения превосходила эффективность средств пожаротушения. Пожар локализовать не удалось.

В эфир полетел сигнал „SOS”. Затем последовал приказ покинуть горевшее судно. Ночь выдалась бурной, шторм не стих и утром. Сильный ветер усиливал горение. Надо было успеть хотя бы спастись. Но только одна шлюпка удачно отошла от «Атлантика». Пламя охватило уже всю надстройку. При спуске второй шлюпки обуглившиеся фалы с одной стороны лопнули, и люди из шлюпки вывалились в море.

По сигналу бедствия к «Атлантику» приблизилось немецкое судно «Ахиллес», шлюпки которого сумели спасти оставшихся на борту., пассажиров обреченного «Атлантика». Члены экипажа были вынуждены спускаться к воде по веревочным трапам, с помощью линей или же прыгать в воду с борта, в результате чего погибло 18 человек.

Последним покинул «Атлантик» капитан Шуфс. Пылающее судно беспомощно дрейфовало в Английском канале. Покинутое людьми, оно сразу стало ценной добычей для того, кто смог бы его спасти. Лишь только это известие прозвучало в эфире, как из Гавра, Шербура, Бреста, голландских портов вышли спасательные буксиры. Первыми прибыли французские спасатели. За ними вскоре пришли три мощных спасателя голландской фирмы, специализировавшейся на спасательных работах и морской буксировке. Возникла нездоровая, неприличная в данной ситуации конкуренция: кто первый занесет на борт буксировочные концы? Дошло до курьеза: голландские буксиры тянули «Атлантик» вперед со стороны носа, а французские — назад, со стороны кормы. Спасательные работы от этого не продвинулись ни на шаг, судно продолжало гореть,

Вскоре соперничество прекратилось. Капитаны буксиров договорились, представив свои требования о разделе добычи в суд согласно существующему законодательству. Пожар потушили. В полночь 6 января 1933 г. корпус практически выгоревшего судна был отбуксирован в Шербур и продан на металлолом.

К сожалению, еще бывают случаи, когда грубо нарушаются законы морского товарищества. 15 января 1977 г., например, газета «Правда» сообщала о том, как шедший в Мраморном море под либерийским флагом рудовоз «Николас Марин», Столкнувшись северо-западнее острова Мармара с советским судном «Иван Сеченов», утопил последнее и ушел с места аварии, не оказав помощи экипажу, часть которого погибла.

Высоким гуманизмом, подлинным интернационализмом, готовностью к самопожертвованию всегда отличались экипажи советских судов. Яркий пример этому — случай с теплоходом «Черня-ховск», рассказанный А. Тараданкиным и И. Фесуненко [24].

Был обычный рейс. Теплоход под командованием капитана А. П. Курбановского шел к берегам Южной Америки. 7 января 1969 г. в 10 ч утра, находясь в западной части Атлантики, т/х «Черняховск» принял сигнал „SOS” с турецкого судна «Превезе», находящегося от него на расстоянии 140 миль. В его машинном отделении возник пожар, требовалась помощь. «Пре-везе» — старый пароход, недавно переоборудованный с угольного топлива на жидкое. В трюмах — поташ, на палубах — бочки с горючим.

Огнеопасный груз в бочках был и на палубе «Черняховска». В порядке профилактики при подходе к горящему судну палубный груз был покрыт тремя слоями смоченного брезента. В 20 ч со шлюпки на борт «Черняховска» была поднята вся команда турецкого судна во главе с капитаном — 31 человек. Капитан считал, что судно находится в безнадежном состоянии — спасти его невозможно. На горящее судно отправилась аварийная партия из восьми человек во главе со старшим помощником капитана А. Н. Морозовым. Теплоход «Черняховск» подошел кормой к носу «Превезе» и подал на борт пожарные рукава.

Действительно, на турецком пароходе огнем были охвачены машинное отделение, средняя надстройка, груз в третьем и четвертом трюмах. С 22 ч 7 января до 6 ч 30 мин следующего дня аварийная партия вела борьбу с огнем и победила его. В 10 ч утра судно было взято на буксир и последовало за своим спасителем к островам Зеленого мыса. «Черняховск» привел спасенное судно к порту Минделу вечером 10 января. Еще дважды пришлось морякам «Черняховска» вступать в борьбу с возникавшими очагами пожара. Только утром 12 января «Превезе» был сдан портовым властям. Примерная стоимость спасенного судна и груза оценивалась в 500 тыс. долл. «Черняховск» продолжил рейс к берегам Южной Америки.

17 января в 19 ч 20 мин с греческого судна «Флора» поступило сообщение о пожаре в трюме. Содержимое трюмов — 4500 т жмыха. Несмотря на пожар, судно от помощи отказывалось и на встречных курсах упорно расходилось с «Черняховском». Однако около 21 ч, когда расстояние между судами составило 35 миль, с греческого судна поступили сигнал „SOS” и сообщение, что огонь вырвался на палубу, пожар разгорается, нужна немедленная помощь. «Черняховск» пошел на помощь терпящему бедствие судну. Около полуночи на борт со шлюпки был поднят 21 член команды «Флоры», а ее капитан и трое моряков продолжали оставаться на плоту, привязанному к корме «Флоры». К ним был направлен мотобот. Но капитан, отказался подписать контракт о спасении судна. Только после того, как пожар перекинулся на среднюю надстройку, капитан все же решил подписать этот контракт и перешел на борт «Черняховска» вместе с тремя моряками.

Однако, пока капитан «Флоры» запрашивал помощь и размышлял по поводу подписания контракта, было потеряно драгоценное время. При паническом бегстве с судна команда не обесточила механизмы и насосы продолжали подавать воду в трюмы. В результате судно получило опасный крен. На «Флору» была направлена аварийная партия из 11 человек команды теплохода «Черняховск». Во избежание несчастных случаев и для прекращения бессмысленной подачи воды судно прежде всего было обесточено.

Как известно, тушение запущенного пожара даже на берегу представляет сложность и для профессиональных пожарных. Здесь же нашим морякам приходилось действовать в незнакомой обстановке и в условиях крайней опасности. Пользуясь защитными костюмами, кислородно-изолирующими приборами и другой техникой, имевшейся на судне, они постепенно отвоевывали у огня все новые и новые помещения. Через три часа удалось охладить переборки и устранить опасность взрыва танков с топливом. На ликвидацию основных очагов пожара ушло еще несколько часов. 18 января в 11 ч 20 мин пожар в твиндеке был окончательно ликвидирован. «Флора» была отбуксирована в бразильский порт Ресифе. После этого «Черняховск» продолжил свой рейс на Рио-де-Жанейро, куда он прибыл с опозданием на 8 суток.

За это время были спасены 56 человек и два судна, оцененные вместе с грузом примерно в 1 млн. долл.

За проявленные мужество и героизм при спасении иностранных моряков и судов Президиум Верховного Совета СССР Указом от 13 августа 1969 г. наградил членов экипажа теплохода «Черняховск» орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», а также медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За спасение утопающих» и «За отвагу на пожаре».

Следует отметить, что подобные случаи не единичны. Проявления столь высоких моральных качеств характерны для советских моряков.

А вот еще один случай. В ночь на 24 февраля 1972 г. теплоход «Лазарев» [10] Дальневосточного пароходства следовал Южно-Китайским морем. Около полуночи вахтенные заметили на горизонте слабое зарево и затем световые сигналы бедствия. Теплоход тотчас изменил курс и форсированным ходом поспешил на помощь.

В море горело судно. На запросы по радио оно не отвечало. С «Лазарева» в эфир был направлен сигнал „SOS”. Прожекторы, обшаривавшие поверхность моря, вырвали из темноты полузатопленную шлюпку и в ней трех человек. Крупная зыбь и ветер до 9 баллов очень затрудняли спасательные работы. Маневрируя на переменных ходах, «Лазарев» прикрыл шлюпку своим бортом. Вскоре потерпевших подняли на судно. Один из них, радист Педро Нонато, рассказал о том, что их теплоход «Хон Фунг» дедвейтом 4000 т приписан к Панаме; экипаж его состоит из 27 филиппинских моряков. Судно следовало с грузом пиломатериалов и фанеры из Манилы в Гаосюн, когда внезапно в машинном отделении возник пожар. Он так быстро распространился по судну, что радиосигнал бедствия с «Хон Фунга» послать на успели. На борту было четыре шлюпки, три из них сгорели… Капитан «Лазарева» В. Олькин принял решение пришвартоваться к горящему судну, на котором оставалась вся команда. Однако из-за сильной зыби и штормового ветра пришвартоваться не удавалось. Кормовая жилая надстройка «Хон Фунга» горела огромным факелом. Люди перебрались на полубак, где огонь им до поры до времени не угрожал. Это позволило терпящим бедствие и спасателям дождаться рассвета. Между тем с «Лазарева» в эфир вторично послали сигнал бедствия. В ночной тьме заметили, как два неизвестных судна, не отвечая на сигналы и «не замечая» пламени над морем, спокойно проследовали мимо.

С рассветом возобновились спасательные операции. Четко, со знанием дела действовали советские моряки. На палубе бессменно работали -старший помощник капитана К. Колчпн и первый помощник Н. Слизник, боцман А. Тихонравов, матросы Б. Конев, В. Тищенко, А. Ефремов. Бесперебойную работу механизмов и выполнение всех команд с мостика обеспечивали старший механик В. Свинцов, второй механик А. Чернюк,, мотористы В. Величкин и Н. Габдуллин,электрик Г. Кравченко.

С помощью линеметательного устройства на судно был подан тонкий трос — проводник. К нему прикрепили надувной спасательный плот и в месте крепления — в целлофановом пакете записку па английском и испанском языках со словами поддержки и советом, как действовать. Так удалось спасти с «Хон Фунга» еще пять моряков. Затем проводник при качке оборвался. К этому времени пожар на панамском теплоходе начал распространяться с надстройки в корме на трюмы и в сторону полубака. Филиппинские моряки стали прыгать в воду. Маневрируя, «Лазарев» и подошедшее к тому времени японское рыболовное судно подбирали, людей из воды. Проходя в непосредственной близости от борта горящего судна, Лазаревны снова подали на его бак линь с прикрепленным к нему спасательным плотом. На плот спустились последние 6 человек. К месту аварии подошли еще два судна. И пока «Лазарев» выполнял маневр, таиландский теплоход «Пичит Самут», оказавшийся ближе к плоту, подобрал его вместе с людьми.

Всего было спасено 26 человек, один пропал без вести. Многие моряки «Хон Фунга» получили серьезные ожоги. Судовой врач «Лазарева» Ю. Савран оказал им квалифицированную медицинскую помощь. Советские моряки поделились с пострадавшими одеждой, накормили, окружили вниманием и заботой. Спасенные были доставлены в Гонконг, а «Лазарев» продолжил свой рейс. Покидая в Гонконге советское судно, филиппинские моряки оставили на имя капитана письмо, в котором говорилось: «Мы, оставшиеся в живых члены команды теплохода «Хон Фунг», выражаем нашу глубочайшую признательность капитану и членам экипажа теплохода «Лазарев» за их помощь в те часы, когда «Хон Фунг» терпел бедствие. Каждый из нас очень тронут человеческим отношением команды теплохода «Лазарев». И не только мы, 11 спасенных «Лазаревым», но также и все остальные спасенные другими судами, выражаем нашу благодарность, потому что сигнал бедствия был послан капитаном В. Олькиным. Мы хотели бы выразить нашу благодарность капитану и всей команде теплохода «Лазарев» за их гостеприимство и мужественные действия при спасении наших жизней». И подписи под письмом: Норберто Рохо, старший помощник капитана; Сальвадор Роса-лес, третий помощник капитана; Педро Нонато, радист; Реиато Со, машинист; Нельсон Лебита, стюард, и так далее.

30 часов вел борьбу с огнем экипаж дальневосточного морозильного траулера «Рубиновый» в марте 1976 г., спасая греческое судно «Софи Б.». Сигнал бедствия рыбаки приняли вдали от родного порта Находка и поспешили на выручку. На греческом судне в связи с аварией топливного трубопровода в МО возник очаг пожара. Первой в огонь и дым пошла спасательная группа во главе с механиком Н. Курицыным. Команда «Рубинового» ввела в действие свою судовую систему пожаротушения.

Только к вечеру следующего дня совместные действия двух экипажей позволили ликвидировать пожар. Судно «Софи Б.» было спасено. Прощаясь, его капитан сказал советскому коллеге капитану Г. Н. Лукину: «Я много был наслышан об отваге советских моряков, но встречаться с ними не приходилось. Этот трагический случай еще раз доказал их беззаветное мужество, готовность выполнить священный морской долг».

В 1979 г. мировой торговый флот понес самые большие потери за всю историю судоходства мирного времени. По различным причинам в море погибло 279 торговых судов общим тоннажом 2,3 млн, т. Ущерб был бы еще выше, если бы не действовал закон морского товарищества. Только советские моряки в битвах с пожаром в 1979 г. спасли целый ряд зарубежных судов или их экипажей.

Пасмурным июльским днем группа советских траулеров из Мурманска вела промысел в одном из районов Атлантики. Рыбаки БМРТ «Кандалакша» готовились к очередному замету трала. В это время радист доложил капитану о сигнале бедствия, поступившем с кубинского рыболовного судна. Траулеры «Кандалакша», «Демьянск», «Космос» и спасательный буксир «Бесстрашный» отправились на помощь кубинским друзьям. При подходе к аварийному судну промысловики увидели: огонь бушевал в его носовой части. Первым к борту горящего судна подоспел спасатель «Бесстрашный». Моряки быстро подготовили необходимые средства тушения, высадили две аварийно-спасательные группы. Спустя несколько часов огонь был укрощен.

Мужество и хладнокровие проявили моряки теплохода «Вар-немюнде» из Ленинграда при спасении команды американского пассажирского катера во Флоридском проливе. 6 июля 1979 г. советское судно направлялось из Нового Орлеана к берегам Южной Англии. Вдруг вахтенный заметил небольшое суденышко, объятое пламенем. Была объявлена тревога, теплоход изменил курс. Шлюпка со спасателями подобрала шестерых граждан США, направлявшихся на пассажирском катере на морскую прогулку к Багамским островам. Советский корабельный врач оказал потерпевшим бедствие первую помощь. Вскоре двух тяжелораненых взял на борт вертолет Береговой охраны США, а остальных — американский корабль. В радиограмме, полученной на советском сухогрузе, портовые власти Майами горячо поблагодарили моряков «Варнемюнде» за спасение экипажа катера.

21 июля 1979 г. в Тихом океане около 9 ч утра промысловое судно «Видный» обнаружило два спасательных плотика и надувную лодку. На них были четыре женщины и трое мужчин. Оказалось, что 11 июля из японского порта Йокосука вышло и взяло курс на Гавайские острова канадское судно под командой капитана П. Ж- Лона. Рейс протекал, как обычно, но 12 июля примерно в 19 ч 30 мин в МО вдруг раздался взрыв. Судно стало гореть, потушить его команде не удалось. Девять дней семерка спасшихся канадцев дрейфовала в океане. На «Видном» им оказали медицинскую помощь, накормили, дали одежду, устроили отдыхать, а потом доставили на один из островов Тихого океана для пересадки на американские суда.

В том же 1979 г. отличился танкерный флот Грузинского морского пароходства. Танкеры «Николай Синягин», «Великий Октябрь», «Сухуми», «Тбилиси» только за год спасли в различных широтах Мирового океана с потерпевших бедствие иностранных судов свыше ста человек.

В декабре, например, танкер «Тбилиси» следовал намеченным курсом в ночной Атлантике; когда радист принял сигнал „SOS”: горело португальское рыболовное судно. Советские моряки немедленно поспешили ему на помощь, приняли на борт рыбаков, оказали им первую медицинскую помощь и доставили в ближайший португальский порт Порту.

Приняв вахту мужества от экипажа танкера «Советская нефть», суда советского танкерного флота вот уже полвека с честью несут ее на путях мирового судоходства. А началось это так.

Натурные испытания огнетушащих систем.

Новейший теплоход постройки 1931 г., французский пассажирский лайнер валовой вместимостью 17 359 per. т «Жорж Филип-пар» под командой капитана Викка покинул Марсель 26 февраля 1932 г., направляясь в свой первый рейс по странам Дальнего Востока. Побывав в Иокогаме, судно на обратном пути зашло в Шанхай, Сайгон (ныне г. Хошимин) и Коломбо. При выходе из последнего порта на его борту было 767 человек, в том числе 253 члена экипажа. У южного входа в Аденский залив 16 мая в 1 ч 35 мин на судне сработала пожарная сигнализация. Судовые офицеры предприняли разведку, полагая, что пожар начался i трюме № 5, но там все было в порядке. Не успели они успокоиться, как события приняли неожиданный оборот. В 2 ч ночи пассажирка, занимавшая каюту № 5 на палубе «Д», увидела дым, выходивший от электрощита. Она подняла тревогу. Электромеханики отключили сеть в этой части судна. Однако, несмотря на быстроту действий, пожар развился в зоне пассажирских помещений очень быстро. Пламя, распространившись по горючей оплетке кабелей, вышло на зашивку подволока помещений и коридора. Пассажиры спали, а когда была объявлена тревога, они обнаружили, что коридоры в дыму. Капитан сразу дал приказ поставить судно фордевинд и остановить двигатели. Обстановка на палубе «Д» сложилась очень тяжелой. Средства пожаротушения оказались недостаточно эффективными для подавления огня. Неожиданно, без проверки результатов эвакуации пассажиров, был отдай приказ закрыть противопожарные двери. Это привело к драматическим событиям. Многие пассажиры бросились к трапам, но двери оказались перекрытыми. Существовали аварийные выходы, однако в густом дыму не было видно никаких указателей. Люди стали возвращаться в каюты, и некоторые из них задохнулись в дымных коридорах. Отрезанные в каютах палубы «Д» пассажиры начали выбрасываться в море через бортовые иллюминаторы.

К счастью, в дальнейшем капитан действовал более разумно, организуя эвакуацию с судна. Были укомплектованы и спущены на воду шлюпки правого борта. На теплоходе имелось 20 спасательных шлюпок, но пожар так быстро вырвался снизу на шлюпочную палубу, что находившиеся по левому борту шлюпки загорелись. Пришлось защищать их огнетушителями.

Несколько раз в эфир послали сигнал «SOS», но, после того как радиорубка и вспомогательный генератор на верхней палубе попали в зону огня, подавать сигналы стало невозможно. Теплоход находился на оживленном морском пути. Поблизости оказалось три судна: танкер «Советская нефть», британские сухогруз «Контрактор» и танкер «Машуд». Во время подачи тревоги «Жорж Филиппар» находился в пяти милях от мыса Гуардафуй.

Танкер «Советская нефть» спас 437 человек, остальных подобрали другие суда. Погибло 54 пассажира. Около 8 ч утра капитан «Жоржа Филиппара» Викк остался на горящем судне в одиночестве. Не будучи окончательно в этом уверен, он осмотрел все каюты первого и второго классов, к которым был еще возможен доступ. Капитан получил тяжелые ожоги лица, ног и покинул судно. Он долго оставался в одной из шлюпок, подбирая из воды потерпевших. В течение следующего дня судно снесло дрейфом почти на 45 миль и, наконец, 19 мая в 145 милях от мыса Гуардафуй оно затонуло. Жертв в этой катастрофе могло быть значительно больше, если бы не превосходная дисциплина команды, не хорошая погода, не близость судов, пришедших на помощь ,и проявивших интернациональную солидарность.

Строки из донесения капитана танкера «Советская нефт^» А. М. Алексеева — подлинное воплощение скромности, обычный отчет о выполнении служебного долга: «Вечером 16 мая, следуя из Владивостока в Черное море, в Восточно-Аравийском море (Индийский океан), курсом от острова Миникон на мыс Гуардафуй, мы любовались красивым лайнером французской компании «Масажери Маритим», быстро обогнавшим нас и скрывшимся из вида по нашему курсу. После полуночи судовая радиостанция приняла депешу маяка Гуардафуй, извещавшую все суда, находившиеся в море: «На горизонте видно горящее судно». Рация «Сов-нефти» дала ответную депешу: «Иду на помощь». В 2 ч 30 мин по носу у нас открылся пылающий огонь; стало очевидным,

Что это было именно то самое горевшее судно, о котором сообщал маяк Гуардафуй. На «Совнефти» был объявлен аврал. В течение двух минут вся команда была на местах по расписанию и все спасательные средства были готовы к действию. Шесть шлюпок и моторный катер были выведены йа борт. Двум машинам «Совнефти» дан форсированный ход со скоростью 13 уз. Все противопожарные средства; три водяных насоса, паротушение, пенотушение и углекислотные станции приготовлены к действию. В 3 ч 40 мин уже стало видно горящее судно, которое оказалось лайнером «Жорж Филиппар», накануне обогнавшим нас. Он беспомощно стоял, весь объятый бушующим пламенем, ярко освещая морскую пучину. На его палубах метались обезумевшие от ужаса люди. Некоторые бросались в ненасытную пасть океана. Картина жуткая, словами не передаваемая.

Приблизившись на минимальную дистанцию к «Жоржу Фи-липпару», танкер «Совнефть» остановил свое движение. Его шлюпки и катер, заранее приспущенные к воде, моментально отвалили от борта по направлению к «Жоржу Филиппару», подбирая на ходу из воды людей. Через несколько минут к борту вернулась шлюпка под командованием второго помощника В. К- Шабия, переполненная пассажирами, подобранными в оке-не. Среди них была арабка-принцесса, молодая, физически развитая девица, плававшая без нагрудника. Она вошла в шлюпку последней, уступая очередь французам, среди которых оказалась и семья: мать-старуха, ее сын с грудным младенцем на руках и его жена. Все они с помощью нагрудников удерживались на поверхности воды.

Весь борт шлюпки был облеплен руками людей, еще находившихся в воде. Подошла шлюпка «Филиппара» с пассажирами. Но, прочитав название спасающего судна, по требованию негодующих пассажиров из «бомонда», отошла в море. Затем снова вернулась. Преодолев страх перед «большевиками-людоедами», пассажиры решились высадиться на борт «Совнефти».

Вскоре к месту катастрофы подошли два английских парохода и, приняв на борт часть пассажиров, доставленных нашими шлюпками, ушли по назначению. В 8 ч утра оставшиеся на борту пассажиры и члены экипажа «Филиппара» были перевезены на «Совнефть». В 11 ч катером под командованием старпома Г. И. Голуба был доставлен капитан «Филиппара» г-н Викк. Поднявшись на борт, он заявил, что на его корабле живых людей нет; те, кто были в нижних помещениях палубы, погибли.

Пожар на «Жорже Филиппаре» возник от короткого замыкания в электросети».

Несмотря на то, что танкер шел после выгрузки бензина, экипаж советского судна принял решение идти на помощь. Это был один из первых случаев в истории судоходства, когда помощь горящему судну оказывал танкер. По законам международной практики мореплавания нефтеналивное судно не обязано было подходить для оказания помощи горящим судам.

Об удивительном мужестве и самоотверженности советских моряков написали многие газеты Европы.

Английский еженедельник «Бритиш Уикли»: «Подобно тому, как подвиги ледокола «Красин» записаны в анналах исследования Арктики, действия экипажа нефтеналивного судна в Индийском океане найдут свое место в ряду бессмертных примеров мужества».

Австрийская газета «Нейе фрейе прессе»: «Моряки советского судна «Советская нефть» спасли более четырехсот человеческих жизней. Советские моряки, пренебрегая опасностью для жизни, спасли уюдки, переполненные людьми, извлекая из воды утопающих, прилагая нечеловеческие усилия для оказания помощи».

Французская «Пти паризьен»: «Русские моряки с парохода «Советская- нефть» поделились всем, что имели, с уцелевшими от гибели несчастными пассажирами «Жоржа Филиппара». Прием, оказанный им, был подлинным утешением в их неописуемых страданиях. Доктор Гибье, судовой врач «Жоржа Филиппара», телеграфирует, что 40 человек советского экипажа разрешили проблему питания 500 спасенных. Несмотря на нехватку посуды, был сервирован почти роскошный обед, состоящий из супа с вермишелью, мяса, риса, сахара. Женщины и дети были помещены в каютах командного состава. Единственный радист советского парохода всю ночь провел на своем посту».

За героизм и мужество, проявленные при спасении пассажиров и команды судна «Жорж Филиппар», французское правительство наградило группу моряков танкера «Советская нефть» орденами и медалями Франции.

Действия капитанов в условиях пожара на судне становились издавна предметом широкого освещения в человеческом обществе, привлекали внимание мастеров искусства. По крайней мере, за последнее столетие известные писатели разных стран освещали в своих произведениях личность капитанов, их поведение в сложнейших психологических ситуациях, возникавших на горящих судах. Стоит вспомнить книгу А. Соколова о морских пожарах (1855 г.), повесть русского писателя К. Станюковича «Пожар на корабле» (1896 г.), сборник рассказов английского писателя Д. Конрада «В зеркале морей» (1902 г.), повесть советского писателя Б. Житкова «Механик Салерно» (1957 г.).

Последняя повесть хорошо знакома советским людям после выхода на экраны фильма «День ангела». Вот как описывал Борис Житков случай пожара на итальянском грузопассажирском пароходе: «Итальянский пароход шел в Америку. Семь дней плыл среди океана, семь дней оставалось ходу. Он был в самой середине океана. В этом месте тихо и жарко. И вот что случилось в полночь на 8-е сутки…».

А случилось-то еще раньше, когда механик парохода Салерно, получив 300 лир взятки, обманул капитана, сказав, что принял неопасный груз. На 8-й день в трюме № 3 произошло загорание. Там же находилось 20 бочек бертолетовой соли. При нагревании эта соль выделяет кислород, а от него горит все сильнее, пока не взорвется. И не взрыва опасался капитан, а колебаний и сомнений команды, паники пассажиров. «…Много случаев знал капитан. Страх — это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме…».

Можно теперь понять, сколь трудно было капитану горящего французского лайнера «Жорж Филиппар»! Но как оценить сложность положения капитана танкера «Советская нефть», его мужество, чувство осознания своего общечеловеческого долга и ответственности перед обществом и перед своей командой?! Римский писатель и философ Сенека еще в глубокой древности сказал: «Велика власть ваша, если вы собой владеете». Капитан А. И. Алексеев и его команда, решившись на собрании на спасательную операцию, начали с победы над самими собой и закончили высокой трудовой победой, оцененной мировой прессой однозначно — ПОДВИГ.

Спасение судна при пожаре таит в себе скрытые опасности и для спасающего судна. Только осознанные, организованные и мужественные действия капитана и команды спасающего судна гарантируют успех операции.

Именно на это обращал внимание академик А. Н. Крылов, анализируя в своих трудах краткий судебный отчет о гибели танкера «Советский Азербайджан». Это произошло в середине 30-х годов; причиной послужили преступные действия капитана и старшего механика парохода «Совет», которые, испугавшись взрывов на танкере, бросили горящее на Каспии судно под предлогом опасности взрыва на своем пароходе. На суде выяснилось, что капитан сбежавшего судна слышал, кто и как спас французский теплоход «Жорж Филиппар». Но опытом этим пренебрег, чувство страха оказалось сильнее…

Рассказы о положительном опыте борьбы советского танкера за жизнь горящего судна и отрицательном опыте в книгах академика А. Н. Крылова, выпусках сборника «Эпрон», на страницах прессы бесспорно способствовали и воспитанию личного состава советских морских судов и прежде всего танкерного флота.

Сегодня героические действия советских моряков-танкерников по закону морского товарищества стали нормой поведения.

15 апреля 1964 г. в порту Туапсе вспыхнул нефтепричал. В это время возле него стояли два судна — финский танкер «Сигни» и советский «Лиски» [5]. Огонь с причала перекинулся на танкеры. Вот-вот должен был произойти взрыв, который мог разрушить не только суда и пирс, но и значительную часть города,

Советские моряки вступили в схватку с пожаром. Быстро, без паники с борта судна были эвакуированы женщины и дети — члены семей, встречавшие моряков из рейса. Все команды капитана М. А. Турецкого исполнялись четко. В течение нескольких минут моряки заняли свои места по расписанию пожарной тревоги. Положение осложнялось тем, что часть моряков находилась в увольнении в городе. Однако Туапсе был городок в то время небольшой, моряки быстро увидели, что загорелось их судно и все как один помчались с берега на причал.

В это время танкер «Лиски», предотвращая возможность взрыва в порту, уже отходил от причала в море. По тлеющему трапу часть моряков успела взобраться на борт судна. «Лиски» отошел, а на причале собрались еще 10 членов экипажа. Быстро сориентировавшись, они раздобыли катер и понеслись вслед за своим судном. Догнали горящий танкер, взобрались на борт по шторм-трапу — и сразу в битву с огнем. На внешний рейд танкер «Лиски» вышел в огне, по с полным составом экипажа. И экипаж победил пожар, предотвратил взрыв, спас танкер…

Далеко на рейде Туапсе стояло английское судно «Оверенз-Эксплорер». Его капитан в бинокль наблюдал за всем, что происходило в порту и на рейде. Еще не прозвучал сигнал отбоя пожарной тревоги, а от него уже поступила радиограмма: «Восхищены вашей героической борьбой с огнем. Поздравляем с победой над грозной стихией».

Советские моряки помогли потушить пожар и на финском танкере «Сигни». Что же побудило наших моряков сознательно идти на смертельный риск, почему не покинули они горящее судно, которое каждую секунду грозило взорваться? «Они подчинялись только одному зову,— писал журналист Аркадий Сахнин.— Зову сердца советского человека. Объяснять их поступок — значит объяснять все существо советского строя, все величие и одухотворяющую силу наших идей».

Вышесказанное в полной мере можно отнести и к экипажу танкера «Ленино» [10], через 44 года повторившему подвиг моряков танкера «Советская нефть».

Красное море. 23 декабря 1976 г. Танкер «Ленино» Новороссийского пароходства следовал из Персидского залива к Суэцкому каналу и далее в Югославию и на родину. В 19 ч 50 мин по местному времени вахтенный радиооператор М. В. Боцман принял сигнал бедствия с египетского судна «Патра». В Красном море в 50 милях от порта Джидда на пассажирском судне в МО вспыхнул пожар. Огонь охватил сначала турбогенератор, а затем все машинное отделение. Капитан Мохамед Шабан Хамуд дал в эфир сигнал бедствия.

Капитан «Ленино» Е. Д. Гаврилин, приняв доклад от начальника радиостанции, нанес координаты горевшего судна на карту. На борту танкера было . более 30 тыс. т сырой нефти, но на «Патре» в отчаянии ждали помощи 415 человек: 325 пассажиров и 90 членов экипажа. Капитан «Ленино» приказал изменить курс.

В 13 милях от района бедствия на экране судового радиолокатора появились засветки от трех судов: одно из них удалялось, два оставались на месте. При подходе на видимость ходовых огней аварийное судно было определено по вспышкам голубого пламени. Старший помощник И. А. Торопов подготовил мотоботы к спуску на воду. Проверили системы противопожарной защиты самого танкера с огнеопасным грузом. Аварийные партии и медицинская группа приготовились к действию. Танкер приблизился к горящему судну на 2,5 кабельтова и осветил его своими прожекторами. Пассажиры стояли плотно на палубах «Патры». Доносились их отчаянные крики. Течение медленно удаляло танкер от горящего судна. Мотоботы были спущены на воду. В это время на «Патре» пламя вырвалось из надстроек на палубы. Люди стали бросаться в море.

С разведывательного мотобота второй помощник капитана С. В. Кемарский доложил капитану, что течение относит людей немного в сторону от танкера. Танкер дал задний ход, чтобы оказаться на линии сноса людей. Крики людей, оказавшихся ночью в воде, при ветре и волнении моря силой до 4 баллов сливались в сплошной вопль о помощи. Капитан Гаврилин принял верное решение. Он вывел танкер на линию сноса людей, прикрыл их от волн корпусом и поставил у правого борта три мотобота для приема спасенных…

Небольшой мотобот с «Патры» подошел к борту танкера. В нем находились 12 человек с египетского судна. На мостике остался один капитан Гаврилин, в машинном отделении — минимально необходимая вахта. Все остальные стояли по местам и непрерывно поднимали на борт пострадавших. К утру поток людей уменьшился, но трудности по спасению возросли. У многих еле хватало сил доплыть до танкера, и они теряли сознание в нескольких метрах, уходили под воду на глазах. За ними бросались в воду -советские моряки.

В течение ночи и последующего утра советские моряки подняли из воды 209 человек. Подошедшие еще шесть судов, в том числе советское судно «50 лет Советской Украины» Черноморского пароходства, спасли 141 человека.

Утром мотобот с «Ленино» внимательно несколько раз обследовал район катастрофы и подобрал еще шесть человек. За 16 часов спасательных операций ни один моряк не имел ни минуты свободного времени. Танкер превратился в лазарет. Многие спасенные имели травмы, и все без исключения от сильного нервного потрясения находились в состоянии шока. Судовой врач Н. Ф. Грачева успела сделать уколы, перевязки, растирания, массажи 180 пассажирам и членам экипажа «Патры». Капитан египетского судна М. Ш. Хамуд плавал, как и многие члены его команды, очень плохо. Будучи мужественным человеком, он последним покинул погибавшее в огне судно, бросившись в неспокойные воды Красного моря. Силы оставляли его, когда он был обнаружен спасательной группой. Капитан потерял сознание и очнулся только на палубе танкера. Давая оценку советским морякам с «Ленино», он сказал: «Если бы у меня был такой слаженный экипаж, катастрофа могла бы не произойти…»

Двое суток до прихода в порт Суэц пострадавшие с «Патры» находились на борту «Ленино». В Суэце моряков танкера ждала заслуженная благодарность египетских граждан. Губернатор Суэца вручил капитану Гаврилину памятную медаль. Сообщение о подвиге «Ленино» облетело весь мир. Героев-спасателей тепло встречали в югославском порту Плочи, а затем в родном городе-герое Новороссийске.

Опубликовано:
11.04.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru