Обеспечение пожарной безопасности судов

Не было ничего удивительного в том, что на деревянных судах, которыми пользовались люди с самого начала развития судоходства, происходили пожары, угрожавшие разрушением и гибелью как самим судам, так и мореплавателям. Ведь деревянные суда оборудовались камбузными плитами, на них устанавливались пушки, их освещали примитивные керосиновые лампы, представлявшие для горючей среды реальную пожароопас-ность. Но вот начали строить суда из стали, а пожары на них не прекратились.

Современные суда имеют металлический корпус, но внутри них находятся «огнедышащие» машины — паровые котлы, двигатели внутреннего сгорания, работающие на горючем топливе, которое само по себе представляет пожарную опасность. На любом судне — десятки электродвигателей, электросистем и сотни метров электропроводов, любая неисправность в работе которых может стать причиной бедствия. В помещениях судов, грузовых и пассажирских, обилие горючих материалов: это и отделка, и мебель, и занавеси, и постельные принадлежности, и книги — одним словом, все то, без чего нельзя создать нормальные условия для жизни моряков и комфорт для пассажиров и туристов. Всезнающие статистики утверждают, например, что за 60-е годы нашего столетия число судов увеличилось более чем на 20%, а потери флота от пожаров увеличились практически вдвое. В чем же дело? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя.

Конечно, многое уже сделано для того, чтобы вовремя заметить и потушить огонь или вообще предупредить пожар. Совершенствование мер пожарной безопасности непрерывно продолжается. Противопожарная защита современных судов базируется на основных принципах, которые заключаются в предотвращении пожара путем ограничения используемых горючих материалов, в локализации пожара местом его возникновения за счет применения огнестойких переборок, палуб и дверей, в быстром обнаружении очага горения вахтенными или автоматической сигнализацией, а также в возможности эффективного тушения огня подручными средствами и стационарными системами. Эти принципы положены в основу при назначении требований по обеспечению пожарной безопасности судов как в действующей Международной конвенции по охране человеческой жизни на море [19], так и в Правилах Регистра СССР.

Анализ пожаров говорит о том, что если экипаж хорошо разбирается в судовых противопожарных средствах, умело их использует, возникший пожар быстро локализуется, успешно ликвидируется и наносит ущерб Лишь местного характера. Если же знания недостаточны, тренировка экипажа отсутствует, пожар на судне приобретает катастрофические размеры и влечет за собой огромные потери.

Говоря о пожарной безопасности судов и совершенствовании их технического оснащения, не следует забывать о том, что одной из главных задач является всестороннее овладение современной техникой, умелое и тактически грамотное ее использование в борьбе с пожарами.

Опубликовано:
11.04.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru