Водолазы в военном деле

Вооруженные силы США ассигнуют на водолазное дело больше средств, чем любая другая организация в мире. Однако влияние получаемых результатов на промышленное водолазное дело далеко не соответствует размерам затрат. В данной книге все направления водолазного дела рассматриваются с точки зрения свободного предпринимательства, когда капитал свободно вливается в эту отрасль хозяйства и переливается оттуда в другие отрасли. Но в военной сфере деятельность водолазов является неотъемлемой частью оборонной программы и не отличается организационно от других оборонных мероприятий; сходство с аналогичным гражданским направлением ограничивается использованием одинаковых видов оборудования и обслуживания.

В данном случае водолазное дело будет рассматриваться исключительно как изолированная система в рамках правительственной организации, поэтому интерес для нас будут представлять лишь те аспекты, которые выходят за пределы специфики военной отрасли, а именно виды оборудования и услуг, получаемые военным ведомством от гражданских организаций.

Следовательно, речь пойдет главным образом о военном рынке сбыта оборудования, производимого частными фирмами.

Если бы осуществлялись темпы роста, предсказанные для индустрии подводных погружений в 1965—1968 гг., то на военное водолазное дело приходилась бы гораздо ббльшая доля затрат, чем в настоящее время. Но затем было изменено, урезано или вообще аннулировано большинство таких крупномасштабных проектов, как программа Силаб, программа погружения на 1240 м и многие другие, считавшиеся секретными. Если учесть успехи, достигнутые сегодня во всех аспектах военного водолазного дела, то изменение или отмена многих из данных программ может иметь даже положительный эффект в современной обстановке финансовых неурядиц и противоречий.

Реорганизация водолазной деятельности внутри американских ВМС оказалась не просто административной перестановкой, но вызвала коренные изменения в системе. Если раньше ко всему, что «не мы выдумали», относились с подозрением, то теперь взял верх дух сотрудничества военных и промышленных организаций и их взаимной выгоды. Эта перемена коснулась почти всех учреждений ВМС, за исключением сугубо специфичных, лежащих вне основного направления современной политики американских ВМС.

Назначение адмирала Элмо Замуолта на пост начальника оперативного отдела ВМС значительно усилило позиции службы спасательных и водолазных работ (ССВР) и помогло сократить разрыв между современным уровнем подводной техники и тем, который был типичен для американских ВМС. В течение ближайших нескольких лет боевые пловцы США перейдут на самое современное оборудование: для ВМС это будет означать скачок на 25 лет вперед.

Изменения коснулись каждого аспекта деятельности боевых пловцов. Все требования отмененных или измененных программ теперь подвергались переоценке в соответствии с новыми задачами и функциями ВМС. Правда, сейчас эффективность исследований и разработок значительно ниже, чем в 60-х годах, но если смотреть с точки зрения конечного результата, то все же мы получаем хорошую основу, от которой можно двигаться дальше.

Даже в условиях ограничения бюджета поставка всех элементов оборудования, прямо или косвенно связанного с водолазным делом, создает весьма внушительный сектор рынка. Для того чтобы получить точные цифры по годовому бюджету, пришлось бы проследить три отдельных направления ассигнований: на фундаментальные подводные исследования, на прикладные исследования и разработки, на приобретение необходимых технических средств, причем все они проходят через эту систему разными путями. Ассигнования на фундаментальные исследования в области водолазного дела уже рассматривались в предыдущем параграфе, посвященном погружениям с научной целью. Все другие фонды зависят непосредственно от потребностей, определяемых начальником, который имеет право не только определять, что именно требуется, но и контролировать выдачу свидетельств на оборудование, предлагаемое для использования в американских ВМС (при поставке флоту нестандартного или неодобренного оборудования необходимо получить согласие ССВР).

В системе командования ВМС, где деньги могут проити через семь или восемь инстанций, прежде чем покинуть систему в виде конкретного контракта на поставку, многочисленные пути прохождения трех типов ассигнований разветвляются на еще более мелкие тропинки, по которым они и доходят до производителей оборудования. Крупные контракты на серьезные разработки формально находятся под контролем ССВР, так как ответственность за их реализацию лежит на этой службе,, но фактическое осуществление контракта обычно поручается командованию материально-технического снабжения ВМС. Вопросы о небольших поставках, Как правило, решаются администрацией военно-морского района, в котором размещается воинская часть-заказчик.

Обеспечение водолазным оборудованием подразделений морской пехоты, за исключением некоторых специальных видов-оборудования для уникальных операций, производится по обычным каналам закупки оборудования американскими ВМС. Армейские подразделения сначала также обеспечивались оборудованием через флотские службы, но сейчас это делается собственной системой материально-технического обеспечения. В противоположность ВМС, где оборудование приобретается небольшими партиями, армейские службы производят свои закупки в больших масштабах, но не стремятся к разнообразию,, как это типично для флотских служб.

В последние годы значительно расширилась продажа водолазного оборудования флотам дружественных стран. Поставки финансируются из американских фондов в соответствии с программой военной помощи и обычно осуществляются соответствующим посольством или технической миссией закупающей страны. Поставки направляются непосредственно в техническую миссию данной страны. Экспорт определенных типов водолазного оборудования довольно затруднен в силу того, что некоторые из них попадают по классификации в разряд «предметов вооружения»^

Общие затраты на оборудование, связанное с подводным плаванием, исключая суда и береговые установки, составили в 1971 г. 25 млн. дол. (табл. XII. 5). Этот период распространяется на два финансовых года и отражает фонды, оставшиеся на вторую половину 1971 г., и затраты, запланированные на первую половину 1972 финансового года (т. е. с 1 июля 1971 г по 31 декабря 1971 г.). Цифры, указанные в 3-й графе, взяты исходя из того, что в ближайшие годы бюджет ассигнований на эти нужды останется на уровне 1971 —1972 гг.

По сравнению с тем, что мы обычно видим в национальных бюджетах на оборону, эти цифры очень скромны. Если бы -фактические затраты по перечисленным в таблице шести статьям изобразить в графической форме, то получилось бы довольно беспорядочное скрещение линий. Затраты на средства оперативного обеспечения имели бы вид почти прямой линии с небольшим отклонением кверху в самом конце — тактические

уроки, усвоенные нами в Юго-Восточной Азии, воплотились в стандартное оборудование. Специальные разработки для обеспечения тактических действий подводных пловцов отразились бы в виде кривой, резко устремившейся вниз и через 18 месяцев уже достигшей своей низшей точки. Программы, осуществлявшиеся ранее, сейчас сворачиваются и возникают другие, более насущные потребности. К 1975 г. появятся новые работы, имеющие под собой твердую основу в виде накопленного опыта фактических операций, и тогда эта сфера финансирования снова займет одно из первых мест.

Что же касается скромных ассигнований на обеспечение различных флотских подразделений, то здесь необходимо помнить, что они в основном идут на контракты, предусматривающие поставку стандартного, выпускаемого в массовом масштабе оборудования. Глубоководные исследования сохранят примерно прежний общий уровень, различия будут лишь в отдельных аспектах. Значительно большая доля ассигнований пойдет на обеспечение потребностей команд, занимающихся обезвреживанием взрывчатых боеприпасов.

Исследования и разработки общего характера, выполняемые в порядке обеспечения водолазных операций ВМС, будут все чаще поручаться промышленным фирмам. Сейчас вполне очевидно, что эти фирмы в состоянии выдавать продукцию высокого качества при меньшем уровне затрат.

В противоположность другим областям водолазного дела-в военной области не наблюдается такой яркой тенденции роста и развития большинства секторов рынка. Однако здесь сохраняется устойчивая занятость для всех предпринимателей, несмотря на беспощадный режим экономии, проводимый правительством.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru