Оптимистический прогноз на 2000 год

Заглянуть в подводный мир 2000 г. можно лишь умозрительно. И здесь открываются интересные перспективы Первая состоит в том, что 2000 г. достаточно далек, и поэтому прогнозист, оставаясь, разумеется, в здравом уме, может утверждать что угодно с полной безнаказанностью: ведь фактов которые могли бы его опровергнуть, еще не существует. Вторая перспектива позволяет заняться очень увлекательной игрой-взять современную технику, синтезировать синергизмы добавить поправку на непредвиденные открытия и специфические условия работы под водой.

Нижеследующие абзацы можно считать результатом такой игры. Этот результат вряд ли будет соответствовать вкусам всех читателей и особенно тех, кто занимается биомедицинскими и генетическими проблемами будущего мира,— мира, который будет через 30 лет. Тем не менее попытаемся дать оптимистический, хотя и сдержанный прогноз этих аспектов исходя из знаний сегодняшнего дня.

Прежде чем погрузиться под воду, посмотрим на карту мира. Физических изменений на ней будет мало или совсем не будет, если не считать воображаемых морских границ государств, имеющих выход к океану. Границы пройдут по контуру океанского дна с глубиной 200 м. В этих водных зонах соответствующие государства будут осуществлять свою юрисдикцию и контролировать все ресурсы, имеющиеся на поверхности, в воде и на дне. Континентальные склоны за пределами 200-метрового контура и средняя часть океана станут предметом международного контроля. Любая страна или международная корпорация может их использовать на правах аренды, разрешаемой Международной комиссией по океанам, которая будет создана при ООН в 1985 г. Границы этих зон будут установлены на,основании пятилетней международной гидрографической съемки, выполненной в период с 1987 по 1991 г., и окончательно утверждены в 1995 г.

Проблема загрязнения и в рассматриваемый момент в международном масштабе еще не решена. Отходы и отбросы индустриальных и послеиндустриальных обществ уже с конца 70-х годов не сбрасываются в океан, но влияние загрязняющих веществ, скапливавшихся в океане на протяжении сотен лет, еще дает себя знать. Морские фермы и плантации начали активно развиваться через 20 лет после того, как остаточные загрязнения были наконец сведены до такого уровня, что они перестали быть биологически активными, и море снова стало ценным источником протеина для населения в 6,5 млрд. человек. Благодаря разработанным методам генетического регулирования пищевых цепей в море создались прекрасные перспективы высокопроизводительной добычи животного белка. Из водных млекопитающих, дышащих воздухом, сохранилось только семейство китообразных. Все они широко используются в научно-исследовательских программах. Установилось межвидовое общение, но не за счет интерпретации звуковых сигналов: в середине 80-х годов были успешно завершены эксперименты по вживлению электродов в мозг млекопитающих, в результате чего стала возможна прямая электронная связь с ЭВМ в качестве двустороннего переводчика.

Все основные морские державы используют дельфинов для патрулирования своих водных пространств (рис. 37). Опубликовано лишь очень небольшое количество сведений о подготовке и дрессировке этих животных, в частности, некоторые данные о подавлении инстинктов, например стадного.

Рис. 37. К 2000 году дельфины будут широко использоваться для патрулирования и съемок. На фотографии, сделанной в 1969 г., показан дельфин с комплектом радиотелеметрической аппаратуры.

Источником энергии являются «чистые» ядерные реакторы, дыхательная смесь очищается и восстанавливается криогенными системами. После первоначального заполнения жилища кислородом и инертным газом никакой добавочной подачи газовой смеси извне не требуется, подпитка кислородом производится из внутренней системы, где он вырабатывается в ходе искусственного биологического процесса с использованием выдыхаемой двуокиси углерода, специально выведенных растений и ламп дневного света. Есть и дополнительная система для производства необходимого количества кислорода в аварийных условиях; здесь источником получения газа служит окружающая вода.

Люди в подводных жилищах все еще дышат газовой смесью По видимым физическим признакам эти люди не отличаются от своих предшественников, работавших 30 лет назад, но налицо определенные внутренние изменения. Их средний умственный уровень, определяемый по анкете для оценки интеллекта, почти на 30 баллов выше среднего уровня 1970 г.; их физиологические характеристики химически модифицированы с целью лучшей адаптации к пониженным температурам, характерным для атмосферы легких газов, а в результате предварительной психобиологической подготовки с использованием медикаментозных препаратов они легко переносят длительные периоды изоляции.

Нормальные сроки подводных командировок —от трех до шести месяцев, но многие добровольно продлевают их до одного года. Как и при работе на космических станциях, акванавтам не разрешается оставаться под водой больше года, далее следует обязательный трехмесячный срок работы на поверхности. Опыты, проведенные на протяжении нескольких последних лет, показали, что искусственная подводная среда более благотворна для умственного и физического здоровья людей, чем обычная. Полностью контролируемая обстановка позволяет в максимальной степени использовать эстетические факторы, возможности для самообразования, развития творческих способностей. Очень важно и то, что это одна из немногих сфер, где человек еще может ощущать удовлетворение результатами своего труда.

Долгосрочное пребывание человека в условиях повышенного давления находится под строгим контролем — фактически с 1995 г. не будет зарегистрировано ни одного смертного случая в результате вторичных воздействий давления. Ведь g раньше суммарное влияние пребывания под давлением обусловливалось ускоренной компрессией и декомпрессией, а в 2000 г. эта проблема полностью решится. При переходе с поверхности в искусственную среду и обратно акванавты будут вводиться в состояние «спячки», продолжающейся от одного дня до нескольких недель. Процессы компрессии и декомпрессии управляются ЭВМ и запрограммированы на такое постепенное изменение давления, что никакие человеческие ткани не испытывают ни малейшего напряжения от перепада давлений. Процесс этот станет приятным для акванавтов, особенно в результате применения ряда приборов для регулирования настроения — некоторые из них позволят видеть заранее выбранные и запрограммированные сны.

При вылазках из подводного комплекса акванавты будут пользоваться системой жизнеобеспечения, которая кажется очень простой, но фактически гораздо сложнее систем 1971 г. Система основана на криогенных принципах, обладает 100%-ной надежностью и обеспечивает выполнение физически тяжелых операций в течение 8—12 ч. Искусственные приспособления гарантируют прекрасную видимость и днем, и ночью, и в мутной воде Гидролокатор с широким лучом и высокой разрешающей способностью (в 2000 г. одно уже не исключает другого) юзволит акванавту получать стереоскопическое цветное изображение окружающего мира, что станет возможным в результате развития голографической техники. Искусственное освещение потребуется лишь при разглядывании мелких деталей.

В целом условия работы под водой не оставляют желать лучшего: все инструменты высокопроизводительны и легки в обращении; тяжелые работы выполняются машинами, которые «подчинены» акванавту; он может легко перемещаться по горизонтали со скоростью 50 уз; условия жизни в подводном жилище также оптимальны. Единственно, что беспокоит акванавтов и чувство тревоги не снимается ни медикаментами, ни средствами идеологической обработки, — это появление в океане homo aquarius, или человека-амфибии. В общем-то оно не было неожиданностью, несмотря на скудость информации, выдаваемой пресс-компьютером, с момента перехода в 1988 г. проекта Аквариус в компетенцию Международной комиссии по океанам.

Проект явился продолжением экспериментов, проводившихся еще в 60-х годах с целью выяснения вопроса: могут ли сухопутные животные выжить при дыхании водным раствором, сильно насыщенным кислородом. Определенный прогресс был достигнут в последующих опытах с некоторыми млекопитающими, а потом и с людьми. Окончательный успех наметился в начале 80-х годов с появлением аппарата, помогающего дышать водой, AWBA (Assisted Water-Breathing Apparatus). Он был снабжен электрическим приводом, который усиливал работу диафрагмы и грудных мышц. Выполнение этой программы перешло к Международной комиссии по океанам, потому что ни одна страна не хотела взять на себя полной ответственности за продолжение экспериментов. Все сошлись во мнении, что для полного завершения проекта потребуется серьезная генетическая модификация человеческого организма. Работы продолжались под эгидой комиссии и в настоящее время ведутся в США, Японии и СССР. Люди-амфибии, дышащие водой, находятся в океане все более продолжительное время и остаются живы; согласно прогнозу, они смогут жить почти столько же, сколько люди, дышащие воздухом. Пока еще трудно делать выводы, но уже можно сказать, что амфибии приспособились к жизни в воде, за исключением двух моментов. Переход от воздуха к воде сопровождается первоначальным психологическим шоком, когда организм переходит от искусственной «спячки» к существованию в водной среде. И второе—они не могут смириться с используемым методом подводной связи, основанным на том, что стимулирующие сигналы посылаются непосредственно в мозг — такой метод является посягательством на неприкосновенность человеческой мысли.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru