Спорт под водой

В области промышленного применения водолазного дела основными препятствиями к созданию значительного массива данных о рынках сбыта являются малое количество фирм и их нежелание выдавать финансовую информацию, так как она может быть использована конкурентами. Что касается подводного спорта, то здесь ситуация более благоприятна для применения общепринятых статистических методов анализа рынка. В целом этот рынок весьма сходен с рынком в любой отрасли, производящей товары для отдыха и развлечений. Здесь можно разработать модель среднего потребителя, экстраполировать его покупательные способности и даже предсказать, сколько времени эта модель потребления будет сохранять свой характер в отношении к данному рынку.

Журнал «Скиндайвер», используя общепринятые статистические методы, ежегодно дает полный обзор рынка сбыта спортивных товаров для подводного плавания. В данном параграфе статистическая модель подводного пловца, использованная редакцией журнала, проверялась путем опроса 100 аквалангистов, подготовленных в районе Сан-Диего в течение 10 лет. По всем основным аспектам расхождения между данными, полученными редакцией и в результате опроса, не превышают 5%.

Лишь один вопрос не был затронут в обзоре журнала «Скиндайвер». Сколько всего людей занимается спортивным плаванием с аквалангом? На основе изучения, круга своих читателей редакция пришла к выводу, что журнал «Скиндайвер» читают 465 тыс. человек. А общее число аквалангистов в мире оценивается разными источниками в пределах от 750 тыс. до нескольких миллионов человек. Такое большое расхождение в цифрах объясняется частично различиями в определениях. Кого считать подводным пловцом? Человека, который регулярно плавает с аквалангом? Но что значит «регулярно»? Включать ли сюда тех, кто занимается подводным плаванием только во время отпуска, т. е. как бы разовых потребителей? В нашем обзоре для оценки фактического количества подводных пловцов будут использованы различные критерии.

Согласно данным журнала «Скиндайвер», 75,6% всех опрошенных проходили подготовку на специальных курсах. Цифры, приведенные в табл. XII. 2, дают довольно правильную оценку числа подготовленных аквалангистов, хотя в последнее время в некоторые данные следует внести изменения.

Если применить соответствующий коэффициент для учета тех, кто не проходил специальной подготовки, то приведенные в таблице цифры возрастут до 130 тыс. в 1970 г. и до 158 тыс. в 1971 г. Названный журналом процент аквалангистов, имеющих специальную подготовку (75,6%), верен в отношении тех, кто начал заниматься этим видом спорта в течение последних 10 лет, но не дает правильной картины настоящего или будущего соотношения специально подготовленных и неподготовленных пловцов В настоящее время благодаря введению новых правил, расширению сети курсов и увеличению числа инструкторов процент подводных пловцов, проходящих специальную подготовку перед тем как начать пользоваться аквалангом, составляет 85—90.

Исходя из этих цифр в 1971 г. к занятиям спортивным подводным плаванием приступили еще 133—142 тыс. человек (рис. 33).

Согласно обзору «Скиндайвера» за 1970 г., в среднем каждый аквалангист занимается этим видом спорта в течение 3,1 года. Расчеты, выполненные год спустя на основе данных, полученных как из обзора «Скиндайвера», так и в результате опроса, показывают, что сейчас средний стаж занятия подводным плаванием составляет уже 3,6 года. Из этих расчетов исключены любители, которые занимаются подводным плаванием только во время каникул или отпусков (хотя позднее они, может быть, перейдут к круглогодичному занятию этим видом спорта). Что касается общего числа аквалангистов в США то в 1971 г. оно достигло 500 — 615 тыс. человек, вероятнее всего около 560 тыс.

Если исходить из числа людей, имеющих специальную подготовку, и исключить такие возможные явления, как экономи ческие кризисы, то непосредственная экстраполяция современных темпов роста покажет, что в 1975 г. спортсменов-аквалангистов будет более миллиона. Иначе говоря, за пятилетний период их число удвоится.

Переведя этот ежегодный рост на язык долларов и центов, мы увидим, что спортивное подводное плавание становится важной отраслью экономики, где большие средства затрачиваются и на специальную подготовку, и на приобретение оборудования. Стоимость обучения плаванию с аквалангом в различных организациях и в различных районах неодинакова, но обычно она составляет 35—50 дол., т. е. в среднем 39 дол. Таким образом, в 1971 г. новое поколение аквалангистов уплатило за свое обучение 4,5 млн. дол.

Но по сравнению с тем, что тратится новичками на оборудование, расходы на обучение —это мелочь. Согласно обзору

«Скиндайвера», начинающий аквалангист тратит на приобретение оборудования около 190 дол., что в сумме в 1971 г. дает 23 млн. дол. Для тех, кто занимается этим видом спорта в течение трех лет, затраты на оборудование возрастают до 450 дол. Эти цифры подтвердились в ходе опроса, причем выяснилось, что спортсмен, сохраняющий интерес к подводному плаванию в течение 7 лет или более, вкладывает в него около 800 дол. Если исключить такие крупные статьи расходов, как лодки или катера,—поскольку они не имеют прямого отношения к подводному плаванию, оказывается, что 40%. любителей, занимающихся этим видом спорта 7 лет, вложили в него за этот период 1200 дол. и более.

Таким образом, общая стоимость обучения и оборудования для подводного плавания достигает весьма внушительной цифры. Действительно, в 1971 г. на обучение было затрачено 4,5 млн. дол., на первоначальные закупки оборудования — 23 млн. и на последующие закупки — 15 млн. дол. Очевидно, что рынок сбыта услуг и товаров для спортивного подводного плавания открывает широкие возможности для предпринимателей.

Хорошей сферой для вложения капитала можно считать и некоторые смежные области, тесно связанные с этим видом спорта. Эти смежные сферы обеспечения помогают также уменьшить масштабы одного нежелательного явления — ухода спортсменов из этого вида спорта. Нет никакого сомнения в том, что чем дольше аквалангист занимается подводным спортом, тем больше он находит в нем интересного и тем больше денег он тратит. Однако интерес к своему делу развивается у него циклически.

Рис. 33. Увеличение числа аквалангистов в США за период с 1961 по 1974 г.
I — аквалангисты, не прошедшие подготовку на специальных курсах; II — аквалангисты, прошедшие специальную подготовку.

Смотря по тому, в каких местах это происходит, затраты на оборудование для этой цели пои круглогодичном занятии спортом составляют от 100 до 600 дол От простых подводных прогулок аквалангист обычно

переходит к подводной охоте, но во многих местах это увлечение длится недолго, так как приносит много разочаровании. Следующим шагом обычно является подводная фотосъемка. На этой стадии любитель может оказаться во власти так называемого «синдрома фотографа», что проявляется в постоянном приобретении все более слож-

ного и дорогого оборудования. Но проблема заключается в том, что где-то между подводными прогулками и полупрофессиональной стадией многие любители теряют интерес к этому виду спорта.

Потеря интереса — это проблема, которую промышленность активно пытается решить. Предприниматели постарались изменить социальный облик этого занятия: если раньше оно рекламировалось, как спорт отчаянных и погоня за приключениями, то теперь упор делается на то, что это полезное для здоровья семейное развлечение. Большую пользу принесли клубы подводных пловцов, активно поддерживаемые фирмами-изготовителями соответствующего оборудования. Появились новые виды обслуживания — групповые экскурсии и сдача лодок в аренду; розничные продавцы помогли любителю преодолеть ту фазу, когда он уже все видел в своих водах и ему начало приедаться «просто плавание».

Почти каждый магазин товаров для подводного плавания в Южной Калифорнии хотя бы раз в неделю организует поездку на арендованном катере, берущем до 10 аквалангистов, которые платят в среднем по 12 дол. с человека. Произведя простое умножение —200X 10X 12X52 (недели), получим 1,2 млн. дол. в год. Если экстраполировать эту цифру на общее число аквалангистов, то окажется, что и такой пустяковый вид обслуживания имеет все свойства процветающего бизнеса. Но-его истинная ценность даже не в приносимых доходах, а в том, что он поддерживает интерес у спортсменов, активизирует их деятельность.

На рис. 34 показан график отсева аквалангистов. Пока еще рано говорить о реальности этого прогноза на 70-е годы, но он основан на здравом подходе и учитывает успехи предпринятых ранее усилий. Как видно из рисунка, нечего и надеяться устранить высокий процент отсева, происходящего сразу после окончания курсов и приобретения основного оборудования. Однако из приведенных кривых можно хотя бы получить четкое представление о масштабах потерь. Это люди, которые решили, что подводное плавание не для них.

Рис. 34. Отсев аквалангистов-спортсменов.
/ — 60-е годы; // — 70-е годы (прогноз).

В одной из предшествующих глав о подводном плавании мы обсуждали причины, по которым люди начинают заниматься этим видом спорта. В процессе подготовки почти все психологически не подходящие лица отсеиваются с курсов, но остается некоторый процент таких, которые просто заблуждаются относительно мотивов, побуждающих их к занятию этим спортом. Они чувствуют себя обязанными закончить обучение и показать всем, что они тоже могут погружаться в океан, и все же при первой возможности они бросают это дело. Таких людей и нет смысла побуждать к активности. Поэтому предприниматели строят свои расчеты на аквалангистах, которые не подумают расставаться с этим спортом, если им будут постоянно предлагать интересную программу.

Аквалангист, занимающийся подводным плаванием, является не только покупателем оборудования, но и потребителем различных услуг. Так, 86,2% из 560 тыс. пловцов, насчитывавшихся в 1971 г., погружались с аквалангом в среднем 26,2 раза в год (по сведениям журнала «Скиндайвер»). Согласно опросу, произведенному в Южной Калифорнии, среднее число погружений достигает 35 в год, но зато и местные условия здесь наиболее благоприятны, поэтому в национальном масштабе более реальными представляются средние цифры журнала «Скиндайвер».

Если учесть эти цифры, то даже такой мелкий вид обслуживания, как обеспечение сжатым воздухом, может приносить существенный доход. При средней стоимости зарядки одного баллона 1,5 дол. общая стоимость воздуха, необходимого для дыхания всех подводных пловцов, составляет 19 млн. дол. в год. Если прежний темп роста сохранится до 1975 г., то аквалангисты будут выдыхать в воду воздуха на 34 млн. дол.

Трудно подсчитать все расходы, связанные с занятием подводным плаванием. Наиболее верные оценки можно получить, основываясь на отчетах магазинов, продающих оборудование для подводного плавания. По их данным, пловцы тратят 2,4 млн. дол. на ремонт и уход за оборудованием; 5,7 млн. дол.— на аренду катеров и другие специальные услуги и 1,85 млн. дол.— на закупку мелких предметов оборудования.

Прогнозы в отношении развития спортивного подводного плавания можно считать вполне реальными. На это есть несколько причин. Во-первых, этот вид спорта вполне соответствует образу жизни, преобладающему в США, особенно у молодого поколения. Никакой другой вид спорта так непосредственно не связан с природой. Во-вторых, стоимость занятия этим видом спорта вполне по карману большей части населения страны В 1971 г. покупка исходного оборудования и обучение обходились даже дешевле, чем в 1960 г. Величина первичного капиталовложения практически не изменилась. Ввиду роста

массового производства и совершенствования технологии стоимость отдельных предметов оборудования поднималась медленнее, чем стоимость других промышленных товаров. И наконец, важную роль играет появление в этом виде спорта новых интересных возможностей и расширение ассортимента услуг, позволяющие удержать в этой сфере даже опытных, много повидавших спортсменов.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru