Погружения с научной целью

В данной области рынок сбыта весьма невелик. Однако значение этой области водолазного дела для сохранения окружающей среды и благоприятного ее развития оправдывает самое пристальное внимание к ней. Одна из основных трудностей в оценке рынка опять-такн заключается в отсутствии четких критериев — кого считать водолазом-исследователем? Лишь у очень немногих научных работников погружения с дыхательным аппаратом являются основным видом деятельности: как и у военных водолазов, умение перемещаться и выполнять определенные задачи под водой здесь, как правило, является лишь дополнением к основной специальности. Например, техник или лаборант, работающий в гидробиологической лаборатории, тратит на погружения с аквалангом не более 20% своего рабочего времени, а ученый-исследователь и того меньше. Обычно научно-исследовательский институт нанимает водолаза, так же как он нанимает механика или специалиста по электронике, и водолаз выполняет погружения тогда, когда возникает в этом потребность.

Но есть и исключения из этого общего правила. В некоторых исследовательских лабораториях американских ВМС, занимающихся в основном подводными исследованиями, имеются профессиональные водолазы, которые все свое рабочее время отдают подводному плаванию. Однако таких специалистов во всей системе насчитывается не более ста. Научных и технических работников, погружавшихся с дыхательным аппаратом, а также

водолазов с неполной занятостью в 1970 г. в США было около двух тысяч. Сейчас число людей, занимающихся подводным плаванием с научными целями, бурно растет, несмотря на явный недостаток государственных ассигнований на подводные исследования. По предварительной оценке в 1971 г. появилось примерно 1200 новых водолазов-исследователей, и с каждым годом, в пределах недалекого будущего, эта цифра будет увеличиваться на 20%. Если данный прогноз роста оправдается, то к 1975 г. число подводных пловцов в сфере научных исследований достигнет 12 тысяч. При существующих условиях их обеспечения такая цифра напугала бы многих.

В 1971 г. основное оборудование водолаза-исследователя не отличалось от оборудования для пловца-спортсмена; чтобы снабжать его всем необходимым, требовалось 500—600 дол. Водолазы-исследователи обычно выходят в воду из общей камеры, и основное оборудование, исключая некоторые личные вещи, используют сообща. Постройка водолазного комплекса, обеспечивающего работу 60 водолазов, обходится в 60—100 тыс. дол., т. е. в среднем 1200 дол. на человека.

Ежегодно примерно 10% общих капиталовложений тратится на содержание и ремонт водолазного комплекса. Сюда не входит оплата обслуживающего персонала. Университетский водолазный комплекс стоимостью 100 тыс. дол. требует на содержание и ремонт примерно 10 тыс. дол.; в государственных научно-исследовательских учреждениях этот процент несколько, выше, а в частных исследовательских фирмах — ниже.

Приведенные данные отражают ассигнования на 110 научно-исследовательских программ, осуществляемых государственными, академическими и частными предприятиями. К оборудованию относятся такие предметы, как катера и лодки, специально приспособленные для обеспечения аквалангистов, но сюда не входят более крупные плавучие сооружения — исследовательские платформы и обеспечивающие суда. В таблице не учтены также такие программы, как Силаб, хотя они и относятся к категории научных, но по своим масштабам выходят за рамки водолазного дела.

Различие между финансируемыми государством и чисто научными программами носит формальный характер. Вплоть до недавнего времени большинство основных подводных исследований финансировалось министерством обороны. Одним из главных центров, распоряжавшихся этими фондами, было Управление военно-морских исследований. Однако, начиная с 1968 г., руководящие функции стали постепенно переходить к другим государственным ведомствам. И хотя основной причиной этого перехода были бюджетные ограничения, видимо, новое положение сохранится и при других условиях.

В настоящее время в качестве основных организаций, финансирующих подводные исследования, выступают министерства внутренних дел, здравоохранения, просвещения и социального обеспечения, торговли. В их задачи входит сохранение окружающей среды, пригодной для проживания человека, сохранение природных ресурсов и основные океанографические исследования. Если в середине 60-х годов подводные океанографические исследования проводились главным образом по инициативе ВМС, то сейчас положение изменилось: ассигнований, выделяемых ВМС, едва хватает на содержание флота и выполнение его основной миссии. Поэтому исследовательские фонды ВМС сейчас используются для разработки оборудования, систем и методов, необходимых для выполнения конкретных задач в современных условиях.

Лаборатории ВМС сохраняют и будут сохранять лидирующее положение в области подводных физиологических исследований. Определенное количество финансовых средств и сейчас, поступает академическим и частным исследовательским организациям от Управления научных исследований ВМС для проведения работ, связанных с подводными погружениями. Но поскольку эти средства имеют тот же источник, что и все остальные фонды ВМС, в последние годы их количество стало сокращаться.

Сейчас общая сумма ассигнований ВМС на исследования в области водолазного дела, проводимые невоенными организациями, не превышает 3 млн. дол. в год. Основная доля этих ассигнований тратится на оплату персонала или расходуется на мероприятия, не связанные непосредственно с подводным плаванием.

В процессе ознакомления со сложной структурой финансирования подводных исследований федеральным правительством (т. е. другими ведомствами, кроме ВМС) неизбежно попадаешь в лабиринт океанографического бюджета США. Проследить, как расходуются фонды в пределах этой системы,.— все равно, что проследить, как проходит трещина сквозь глыбу мрамора; здесь все происходит в трех измерениях. Фонды исчезают с поверхности и потом появляются на ней уже в другом месте и под совершенно другим названием.

На высшем уровне иерархии Управления океанографических исследований происходят странные махинации в результате соперничества из-за фондов и права распоряжаться ими. Почти у каждого крупного государственного ведомства есть свои интересы, связанные с морем. В перечень таких ведомств, имеющих собственные бюджеты морских исследований, входят министерства обороны, торговли, внутренних дел, транспорта, здравоохранения, просвещения и социального обеспечения, государственный департамент, Комиссия по атомной энергии, Национальный научный фонд, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Агентство международного развития и Смитсонианский институт.

В 1970 финансовом году общий бюджет морских наук, включая бюджет Управления по противолодочным исследованиям и разработкам ВМС, составил 938 млн. дол., в 1971 г.— 1070 млн.; в 1972 г. подана заявка на 1200 млн. дол. В 1971 г. произошла реорганизация невоенных областей океанографии под эгидой Национального управления по океанологии и метеорологии, что свидетельствует о возможности объединения общенациональных усилий для движения в общем направлении, однако фактический результат такой реорганизации предсказать с достаточной уверенностью пока невозможно.

В 1971 г. на финансирование чисто научных проектов и исследований, посвященных пребыванию человека в водной среде, где погружения с дыхательным аппаратом являются основным средством выполнения научных задач, было выделено 21,6 млн. дол. Из них 18,8 млн., или 87%, досталось на долю государственных научно-исследовательских учреждений, остальные 13% были распределены среди академических и частных исследовательских организаций.

Хотя основным источником финансирования научных исследований, связанных с подводными погружениями, было и остается федеральное правительство, приобретают все большее значение и другие источники дохода. Активное участие в борьбе с загрязнением океана принимает администрация прибрежных штатов. Сейчас деятельность по контролю за окружающей средой в прибрежной зоне еще находится в начальной стадии, но в текущем десятилетии ассигнования на эти цели будут возрастать, что обеспечит неуклонный рост исследовательских служб, активно использующих легководолазов. Безусловно, львиная поля этих ассигнований пойдет непосредственно академическим организациям, но и частные океанографические фирмы получат больше, чем в прежние времена.

Помимо ассигнований, поступающих от администрации штатов значительные средства на сохранение окружающей среды будут выделять промышленные предприятия прибрежнои зоны, заинтересованные в получении более полной информации с помощью подводных пловцов. В небольшом масштабе это осуществляется уже сейчас. Энергетические предприятия, особенно, принадлежащие общественным организациям, сейчас вынуждены внимательно относиться к проблемам теплового загрязнения водной среды и заинтересованы в накоплении информации,, так как это поможет им соблюдать требования, которые будут им предъявлены в ближайшем будущем.

Намечается общий сдвиг центра тяжести подводных научных исследований от оборонных ведомств в сторону организаций, решающих проблемы сохранения среды, и именно в этой области можно ожидать в ближайшем будущем наибольших результатов, учитывая рост финансовых ассигнований и накопление данных об океане и происходящих в нем процессах.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru