Водолазное дело в 1981—2000 гг.

К 1980 г. уже не останется никаких сомнений в том, что человек вполне способен вернуться в среду, откуда он когда-то вышел; море станет частью его обычной рабочей обстановки. Правда, без применения глубоководных аппаратов он еще не сможет активизировать свою деятельность на континентальных склонах и донных участках открытого океана, но возможность работать во всех относительно мелких районах позволит ему осуществить программы, о которых пока мы можем только мечтать.

Между 1971 и 1980 гг. предельная глубина погружения человека будет зависеть от результатов исследований стойкости человеческих тканей, проводимых в барокамерах. По современным оценкам, этот предел находится между 1050 и 1500 м. Но эти цифры — скорее догадки, хотя они и основаны на данных о сопротивлении тканей животных высоким давлениям. Если- даже вопрос о предельном давлении будет решен достаточно авторитетно в течение ближайших 10 лет, останется грандиозная проблема жизнеобеспечения водолазов на таких глубинах; проблема эта очень серьезна, но разрешима. Трудности в отношении респираторной вентиляции можно преодолеть, если использовать в качестве инертного газа в дыхательной смеси водород, а также снабдить системы жизнеобеспечения средствами, облегчающими процесс дыхания. Будет ли реально достигнут указанный выше предел глубины — зависит, как и ранее, от экономических факторов.

Добыча углеводородных ресурсов, несмотря на связанный с ней экологический риск, начнет развиваться в темпе, прямо пропорциональном росту народонаселения, росту общего национального продукта в развитых странах и способности развивающихся стран потреблять энергию и разлщшые промышленные товары на уровне, характерном для обеспеченных слоев общества. В последней четверти века значительно возрастет доля минеральных и углеводородных ресурсов, получаемых из океана. При добыче нефти и газа на континентальном шельфе основной упор будет сделан на технические средства, устанавливаемые непосредственно на дне. В числе этих технических средств окажутся не только устьевые устройства, сепараторы, трубопроводы и резервуары для хранения, но и энергетические установки, и оборудование, необходимое для перемещения добытой продукции к приемным пунктам транспортных систем.

Если даже отбросить 50% идей, высказываемых научными фантастами, то и в этом случае по мере приближения к 2000 г. у нас появится достаточно причин для колонизации подводных участков.

Прогнозирование технических достижении на 20 лет вперед нельзя производить методом прямого экстраполирования, так как при этом явно недооценивается потенциал технической мысли. Согласно прорицателям нашего времени, при составлении предсказаний на такой срок необходимо учитывать такие факторы, как синергизм и сириндипетия. Синергизм— это совместное действие двух или более веществ, ситуаций или условий, результат которого недостижим при действии каждого из них по одиночке. Сириндипетия есть способность случайно делать удачные и неожиданные открытия. В применении к программам типа Человек в море можно сказать, что здесь развитие достигло такой точки, когда дальнейший прогресс зависит не только от положения в данной области, но и от хода развития техники в смежных областях. Работы, проводимые сейчас в других областях, могут создать предпосылки для крупных научных открытий. Если говорить о будущем такой области, где налицо быстрое и широкое техническое развитие, то нельзя скинуть со счетов сириндипетии, или возможности неожиданных открытий.

Герман Кан и Энтони Винер 1 в своей книге «2000 год» размышляют о развитии техники вплоть до 2000 г. и даже немного дальше. Они составили перечень технических новшеств, частью синергитического, частью сириндипетического происхождения, появление которых можно ожидать в последней трети XX в! Хотя лишь немногие из них касаются непосредственно подводного мира, нетрудно установить определенные взаимосвязи и предсказать их влияние на будущих акванавтов.

Одна из сфер, которым уделяют особое внимание Кан Винер и другие футурологи,—это появление новых суперматёриа-лов. Их прогнозы охватывают почти все виды веществ имеющихся сейчас на рынке или еше разрабатываемых- высокопрочные и сверхтермостойкие конструкционные материалы бумага, волокна, пластики, стекло, сплавы, керамика интеоме таллические вещества. Усовершенствование некоторых из этих материалов уже начинает сказываться на оборудовании для водолазов. Правда, в 1971 г. взаимозависимость между технологией материалов и водолазным оборудованием далеко не достигла ожидаемого уровня. К 1980 г. эта ситуация несомненно изменится. В водолазном оборудовании почти или совсем не будут применять латунь, сталь или металлы, которые мы сейчас называем коррозионно-стойкими. В аппаратах замкнутого цикла дыхания откажутся от использования химических фильтрующих веществ для удаления вредных продуктов дыхания; их заменят керамические молекулярные фильтры, что приведет к снижению веса и объема аппаратов, к повышению безопасности и экономичности. Нормой в конструкторской практике станет проектирование для подводной среды технических средств, не подверженных влиянию коррозии и не требующих ухода. Наличие подводных атомных энергетических установок и экономичных средств доставки на дно сжиженного газа обеспечит к 2000 г. экономически обоснованную эксплуатацию автономных подводных жилищ.

Степень практического осуществления подводной колонизации можно определить лишь чисто умозрительно. Она зависит не только от технического прогресса, но в равной степени и от экономических и культурных изменений, которые произойдут на протяжении следующих 20 лет. Разумеется, можно ожидать появления горнодобывающих предприятий, полностью находящихся под водой. Природные ресурсы будут добываться на морском дне, обрабатываться на подводных фабриках и перевозиться подводным транспортом к береговым приемным пунктам. Добыча минеральных ресурсов будет производиться как с морского дна, так и из морской воды. Если удастся в следующем десятилетии решить проблему загрязнения океана, подводные предприятия смогут заниматься и производством пищевых продуктов. Раньше прилагались очень большие усилия по созданию морских ферм, призванных обеспечить растущую потребность мира в протеине. Теперь выясняется, что возможности этого способа освоения океана ограничены в силу действия отрицательного синергитического фактора: под влиянием загрязнения океан быстро становится непригодным для производства пищевых продуктов. Если в следующем десятилетии нам не удастся повернуть вспять процесс загрязнения, то вполне может случиться, что океан не только окажется непригодным для искусственного разведения определенных видов животных и растений, но и все его естественные обитатели станут непригодными для пищи.

В области средств освоения подводных пространств высокой степени развития достигнут заряды направленного действия различных назначений. Они . будут широко использоваться в подводных строительных работах, особенно при резке и соединении трубопроводов большого диаметра. Радикальным изменениям подвергнутся и такие методы соединения конструк-пий как сварка и склеивание. При сварке в воде можно будет выполнять швы такого же качества, какие мы получаем сейчас при сварке в воздушной или газовой среде. Технология сварки изменится постепенно-сначала за счет перехода к плазменным методам, обеспечивающим получение высококачественных швов, но с большими затратами времени и денег; позднее начнут использоваться лазеры, и сварка станет высокоэффективной, быстрой и экономичной.

Поскольку большое число ценных научных и технических комплексов разместится в отдаленных районах морского дна, важное значение пробретут проблемы охраны и безопасности. Найдут широкое применение подводные датчики, способные контролировать большие пространства. Это будут не устройства с разверткой по периметру, как на суше, а пространственные трехмерные датчики, способные заметить проникновение посторонних предметов с любого направления. Потребуется строгий контроль за соблюдением законов в подводном мире как в национальном, так и в международном масштабе; появится и специальная служба безопасности — подводное агентство Пинкертона или что-то в этом роде.

Прибрежная зона всех великих держав приобретет повышенное военное значение. Утешительно, однако, то, что при всех вариантах возможных будущих конфликтов удастся избежать ядерной войны, по крайней мере в крупных масштабах. Военные действия ограничатся локальными операциями — они более всего подходят для условий подводной войны. Военные и полувоенные силы противника будут проникать водным путем, а главным тактическим оружием нападения и обороны станут специальные подводные подразделения. Вполне возможно, что к г„- подводная среда окажется основным театром военных действий и в XXI в. именно здесь будут выясняться отношения между странами.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru