Водолазное дело в 1976—1980 гг.

Во второй половине текущего десятилетия, когда все страны осознают роль океана как источника ресурсов и плацдарма политической борьбы, водолазное дело подвергнется кооенным изменениям. Одним из самых спорных будет вопрос о том какая страна на какую часть океана имеет право и в каком объеме. Права на зоны рыболовства всегда были предметом споров между морскими державами, они и в будущем останутся источником международных конфликтов. Но если в рыболовстве нарушение границ территориальных зон, на которые заявляет свои права та или иная страна, носит временный характер то в отношении добычи других ресурсов океана особенно с континентального шельфа, такие вторжения будут иметь длительный характер и немалый масштаб. Поскольку технические средства освоения океана открывают доступ во все районы континентальных шельфов, дно «территориальных морей» станет главным яблоком раздора. В начале нынешнего десятилетия притязания на ширину полосы территориальных вод колебались в пределах от трех миль у великих держав до 20 миль у некоторых малых стран. Сейчас рассматривается вопрос о вынесении границ до кромки континентального шельфа, т. е. до глубин порядка 200 м. Если даже такой произвольный предел будет принят, вероятность конфликтов и столкновений останется очень высокой.

Хотя вопрос о территориальных границах в открытых морях продолжает быть спорным, сама способность человека проникать в любое место континентального шельфа и работать там никаких сомнений не вызывает. Уже в середине 70-х годов на основании лабораторных экспериментов будет доказана способность человека работать на глубине 600—750 м, но решающим критерием останутся экономическая необходимость и стоимость такой работы. Можно найти вполне законные доводы в пользу работы на глубинах 300—450 м, но и здесь экономическое обоснование окажется затруднительным. Экологические исследования по-прежнему^ будут проводиться, как правило, в сравнительно мелководной прибрежной зоне, а поиск и добыча природных ресурсов сосредоточатся в пределах континентального шельфа.

Можно предсказать с достаточной степенью точности технические новшества, которые станут доступными для использования в водолазном деле. Какие из них будут внедрены в различных областях этой сферы деятельности, определят экономические факторы. А экономические ограничения отражают общую экономическую обстановку в стране и находятся в непосредственной связи со способностью данной отрасли промышленности сохранять прежние темпы развития и с тем, как распределяются национальные ресурсы для удовлетворения различных национальных нужд.

Решение физических и экономических проблем океана невозможно без определенной поддержки правительства Однако участие государства в деятельности по освоению океана никогда не достигнет таких масштабов, как в авиационной и космической промышленности. Теоретические исследования, особенно в областях, не предназначенных для непосредственной эксплуатации, будут финансироваться из федеральных фондов. Прикладные исследования, призванные повысить способность человека работать под водой, возьмут на себя частные предприниматели. Такая же тенденция возобладает и в области морских экологических исследований, и в конце 70-х годов большинство работ будет выполняться людьми, ставящими своей целью получение прибыли. В это время на средства экологического контроля морской среды уже будут смотреть не как на досадное притеснение, а как на возможность восстановления ресурсов.

Водолазное оборудование. Изменения в водолазном снаряжении коснутся прежде всего костюма: он станет проще, а снаряжение будет лучше соответствовать антропометрическим характеристикам водолаза, с одной стороны, и выполняемой им задаче — с другой. Во всех областях подводных погружений усилится тенденция к полному отказу от привязных систем жизнеобеспечения. Все аппараты для дыхания газовой смесью будут замкнутого цикла, с регуляторами на микроэлектронных схемах. Среднее время между отказами у этих регуляторов значительно увеличится по сравнению с регуляторами, использовавшимися в начале 70-х годов.

Требования по уходу будут минимальными, а основная цена пропорционально ниже цены сегодняшних дыхательных аппаратов. Новые аппараты будут заправляться газовой смесью общего назначения, содержащейся в небольших баллонах: использование материалов новых типов позволит поддерживать в баллонах давление до 420 кгс/см2. Парциальное давление кислорода будет изменяться в соответствии с изменением глубины погружения (от поверхности до 450 м). Время погружения будет мало зависеть от глубины погружения, а нормальный срок пребывания на рабочей глубине 450 м составит 10 ч. Хотя такой срок превышает фактическую работоспособность человека, он обеспечивает высокий, коэффициент безопасности и является хорошим успокоительным фактором для работающего.

Глубокие погружения с газовой дыхательной смесью планируется проводить с предварительным насыщением водолазов в палубных компрессионных камерах, аналогичных использовавшимся для тех же целей в 1971 г. Но комфортабельность их повысится, а процесс декомпрессии будет полностью запрограммирован, и управлять им будет ЭВМ. В конце десятилетия значительно возрастет роль вычислительной техники и аппаратуры со сверхчувствительными датчиками, поэтому несчастные случаи при декомпрессии из-за человеческой ошибки или неправильного расчета отойдут в прошлое. Сами погружения будут также осуществляться по программе под контролем датчика обратной связи. Хотя конструкции датчиков усложнятся по сравнению с конструкциями 1971 г., они будут основаны на тех же технических принципах. Комплект миниатюрных электронных и гидроакустических датчиков, закрепленный в виде тонкого пояса на теле водолаза, будет получать и передавать информацию о важнейших функциях организма и начале образования пузырьков инертного газа в крови водолаза задолго до появления характерных болевых симптомов. Выходные сигналы датчиков поступят в автоматическую (на основе ЭВМ) систему управления декомпрессией, и в случае необходимости сразу же произойдет изменение режима, ЭВМ, очевидно, приостановит выполнение программы, объявит о необходимости ее изменения на основе поступившей физиологической информации, проверит готовность новой программы и начнет работу по новому графику, как только поступит разрешающий сигнал руководителя программы.

В 1980 г. надежные датчики вместе с неизмеримо более совершенными средствами ориентирования и связи освободят наконец водолаза от соединительного шланга. Зная современное состояние дела в данной области, трудно, разумеется, представить, что здесь, где привыкли действовать с оглядкой, возможны такие технические преобразования. Однако если учесть, что в сферу освоения океана приходит новое поколение инженеров, знакомых с последними научно-техническими достижениями, что большинство фирм, занимающихся водолазным делом, становится отделениями крупных промышленных корпораций, отличающихся высоким техническим уровнем, то возможность таких коренных перемен в подходе к новым методам уже не покажется удивительной.

Прежде всего возрастет объем сложной электронной аппаратуры, которая в конце 70-х годов станет неотъемлемой частью водолазного оборудования. Внедрение электроники не ограничится системами управления и декомпрессии — она станет частью оборудования, носимого самим водолазом. Например, средства сообщения водолазов друг с другом под водой покажутся очень сложными, если смотреть с позиций 1971 г. Есть несколько путей возможного развития, позволяющих надеяться на получение в течение ближайших 10 лет приемлемой стандартной системы.

Наиболее перспективной из них представляется автоматическая цифровая связь,—над ней уже активно работают в других отраслях промышленности. Успех создания системы будет зависеть от сочетания таких факторов, как повышение уровня знаний водолазов, практическое применение результатов проводящихся сейчас экспериментальных фонетических исследований, правильное использование достижений в области микроэлектроники.

Повышение уровня знаний будет включать и овладение полным специальным словарем для водолазов.

В подводных работах встретится очень мало ситуаций, для сообщения о которых не хватило бы словарного запаса в 500 слов. Такой ограниченный словарь может стать основой для разработки фонетистами-экспериментаторами системы специфических групп фонем, распознаваемых электронными устройствами даже в тех случаях, когда голос искажается в результате использования газовой дыхательной смеси. Опознанный звуковой сигнал преобразуется в цифровой и передается через акустическую линию связи к приемнику; в приемнике цифровой сигнал преобразуется снова в синтетический звуковой сигнал, который можно передавать дальше к соответствующему преобразователю. Прототипы устройства для передачи данных, и ге-Я нератора синтетических голосовых сигналов уже имеются. Скоро окажется вполне осуществимой и остальная часть задачи — разработка фонетического распознающего устройства.

Система передачи звуковой информации выполнит и такую вспомогательную функцию, как контроль за физическим состоянием водолаза. Те же самые датчики, которые используются в процессе компрессии и декомпрессии, сообщат о любых изменениях в состоянии и основных функциях организма в ходе активной работы по выполнению задания. Эти сведения будут передаваться по каналу связи по принципу разделения времени и поступать на главный пульт, обслуживаемый одним оператором.

Еще одной функцией описанного выше канала связи станет ориентирование водолазов под водой. Сигнал, поступающий от водолаза, покажет руководителю программы его точное местонахождение. На общем экране, напоминающем экран радиолокатора, будет видно положение всех водолазов. Но такая информация не будет односторонней: водолаз всегда сможет узнать пеленг на контрольную точку и расстояние до нее. Возможно несколько способов индикации. Исходя из современных знаний науки о поведении признано целесообразным использовать сочетание звуковых и визуальных входных данных. Пеленг будет виден в верхней части маски водолаза: ему достаточно будет поднять глаза вверх, чтобы получить представление о своем местонахождении. В дополнение к этому визуальному сигналу звуковой сигнал сообщит о расстоянии до контрольной точки. Звуковой сигнал будет подаваться таким образом, чтобы имитировать фактическое получение сигнала непосредственно от источника, т. е. сигнал, поступающий к каждому уху, будет соответствовать положению водолаза относительно источника звука: сигнал максимальной силы будет звучать в том случае, когда водолаз движется по направлению к контрольной точке.

Погружения с научной целью.

Лов Тот объем данных, который необходимо получить для равного планирования работ по восстановлению наиболее попадавших от загрязнения участков океана, потребует всего текущего десятилетия и значительной части следующего. Увеличатся масштабы участия водолазов-исследователей в относительно глубоких погружениях с использованием подводных судов типа Аржиронет. Специалисты будут выходить в океан через шлюзовые камеры на глубине 450 м для сбора данных, установки и обслуживания придонных приборов.

Убежища для средних глубин и надежные подводные аппараты позволят ученым обследовать более удаленные районы континентального шельфа. В начале 70-х годов для большинства академических научно-исследовательских организаций погружения с использованием газовой дыхательной смеси были за пределами достижимого из-за высокой стоимости эксплуатации и обслуживания соответствующего оборудования. С появлением дыхательных аппаратов полностью замкнутого цикла стоимость погружений снизится до 2 дол. в час, что сделает их доступными для самых стесненных в финансовом отношении организаций. При наличии стандартных приборов погружения на умеренные глубины станут настолько же безопасными, как и погружения с обычными аквалангами в 1970 г.

Спортивное подводное плавание. Этот вид спорта будет неуклонно развиваться и в течение второй половины 70-х годов. Основным оборудованием для жизнеобеспечения здесь останутся акваланги с незамкнутым циклом дыхания, но несколько модернизированные, с учетом технических новшеств, заимствованных из других областей водолазного дела. Наиболее заметными окажутся изменения в форме воздушных баллонов и в гидрокостюме. Баллоны станут значительно меньше и легче при рабочем давлении порядка 280 кгс/см2. У спортсменов-подводников не возникнет стремления увеличить время пребывания под водой: основное направление усовершенствований — в сторону упрощения самого процесса плавания и повышения чувства комфортности.

Маски наших дней останутся только у тех, кто не будет пользоваться гидрокостюмами, в остальных случаях их заменят легкие пластмассовые маски, закрывающие все лицо. Прикусываемый зубами загубник займет свое почетное место в музее истории подводного плавания.

«Игрушки», которыми сможет развлекаться спортсмен, будут куда разнообразнее; среди них —широкий ассортимент аппаратов, позволяющих совершать подводные экскурсии без затраты существенных физических усилий. Некоторые из этих аппаратов уже появились, но они лишь предвестники нового поколения подводных транспортных средств, которые позволят спортсмену перемещаться в подводной среде с наиболее удобной для этих целей скоростью (2—3 уз).

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru