Водолазное дело в промышленности

Сфера промышленного применения водолазного дела не только менее всех доступна анализу, но и представляет собой наиболее капризный рынок сбыта. Эта сфера плохо откликается на общепринятые методы рекламы и рыночной политики, является наиболее замкнутой и никому не прощает ошибок в ее оценке. Рынок сбыта водолазного оборудования для промышленных целей с каждым годом развивается, однако еще не пользуется достаточным доверием покупателей.

Его непрерывное развитие обусловлено растущей потребностью человечества в ресурсах океана. Независимо от экологически необходимых ограничений, которые будут введены в течение ближайшей четверти века, и развивающиеся, и развитые промышленные страны находятся в необратимой зависимости от энергии, получаемой из углеводородов. Энергетические отрасли промышленности, в свою очередь, зависят от океанов, и промышленное водолазное дело играет в этой связи очень важную роль.

Несколько лет назад основной упор делался на расширение возможностей пребывания человека под водой. Волна поспешных экспериментов с подводными жилищами хотя и позволила собрать ценные данные, не имела существенного значения для развития подводных работ. Сейчас основная глубина, на которой эти работы производятся, не превышает 100 м. Правда, поисковые операции проводятся и на больших глубинах, но если рассматривать их с экономической точки зрения, то они дадут менее одного процента общего дохода, получаемого от коммерческих пбдводных мероприятий. И до конца текущего десятилетия этот процент возрастет ненамного.

Уже в 1971 г. не вызывала сомнений способность промышлен^ ных водолазных компаний выполнять работы на глубине 180 м; на подводных нефтяных месторождениях в Мексиканском заливе погружения с насыщением на глубину 90 м стали обычной практикой. Пока нельзя с достаточной достоверностью предсказать, какой объем подводных работ придется в будущем на долю отрасли, обеспечивающей добычу энергетического сырья с океанского шельфа, но, учитывая тесную зависимость между количеством добываемой таким образом продукции и объемом подводных работ, вполне можно принять уровень добычи нефти с морского дна за показатель развития водолазного дела.

Доналд Тэйлор в статье «Потенциал морей», помещенной в журнале «Оушн индастри», пишет: «Многие известные геологи, выступавшие в журнале «Оушн индастри», отмечают, что для нефтедобывающей промышленности наилучшие перспективы открываются именно под водой. Как следует из последних статей, посвященных Мексиканскому заливу, на больших глубинах имеется множество участков, заслуживающих изучения. Компетентные специалисты утверждают, что район океанского шельфа, сейчас дающий около 16% мировой добычи сырой нефти и природных нефтепродуктов, через 20 лет будет обеспечивать одну треть общего спроса на эту продукцию. Это означает, что к концу 80-х годов объем продукции, получаемой из-под воды, превысит общий современный уровень добычи нефти».

Осторожность, проявляемая промышленными водолазными компаниями, имеет твердые основания. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к началу 60-х годов. В это время серьезную угрозу водолазному делу на нефтепромыслах представляла растущая тенденция к разработке таких систем нефтедобычи, которые исключали бы участие в ней водолазов.

Пеоед лицом этой угрозы водолазные фирмы также устремились на поиски технических усовершенствовании. Но хотя вокруг было вполне достаточно технических новшеств, пригодных для внедрения в водолазное дело, никто, кроме представителен этой профессии, не разбирался в проблемах работы под водой (да и сейчас разбираются немногие!).

После нескольких лет неудачных заимствовании и неоправдавшихся исследований и разработок водолазные фирмы изменили свое отношение к техническому прогрессу на более выжидательное. Это положение сохранилось до сего дня и —не без причины. В большинстве отраслей промышленности неудача с новым видом продукции означает финансовые потери. У водолазов такие потери часто сопровождаются и человеческими жертвами. Поэтому водолазная фирма гораздо менее охотно идет на риск, связанный с применением нового оборудования или новых методов, чем обычная промышленная фирма.

Отсюда становится понятным тот факт, что проникновение на рынок сбыта водолазного оборудования — процесс длительный и редко осуществимый с помощью обычных приемов коммерческой рекламы и рыночной политики. Такие приемы помогут обратить внимание предполагаемого заказчика на новые виды продукции или услуг, но принесут успех лишь в том случае, если поставщик готов и способен доказывать преимущества своего товара в течение более длительного периода времени. Именно этим объясняется то, что лишь немногим из крупных фирм удалось непосредственно проникнуть на этот рынок. Обычно крупная фирма приобретает небольшое предприятие, которое уже прошло долгий и дорогостоящий путь утверждения своей репутации. После этого крупная фирма бросает в дело свои внутренние и производственные ресурсы, надеясь усовершенствовать продукцию и повысить прибыли. Иногда это удается.

Фирма, в течение ряда лет «стоящая на своем», обычно вознаграждается высокими прибылями. Процесс освоения рынка даже у предприятий с совершенно различными видами продукции или обслуживания отличается большим сходством. На рис. 32 показаны кривые роста двух реальных фирм, которые, добившись существенного успеха, были куплены другими компаниями; обе начинали с малых капиталовложений, обе ориентировались на определенную продукцию. Фирма А занималась разработкой и производством жизнеобеспечивающего оборудования для водолазов, фирма В производила электронное оборудование для использования под водой. Продукция фирмы А была ориентирована на общепринятые для данной отрасли технические средства, и из рис. 32 видно, как рано она добилась признания, а с ним быстрого и постоянного роста выпуска продукции. Фирма В добивалась признания значительно дольше, поскольку ее продукция отражала новейшие тенденции. Однако после настойчивых двухлетних усилий ее продукция получила признание, и кривая роста уверенно пошла вверх.

Рис. 32. Рост мелких фирм, выпускающих водолазное оборудование.
1 — время слияния с крупной фирмой; О— стоимость фирмы А; О — стоимость фирмы В.

Опыт фирмы В наиболее типичен. Явно удовлетворительное начало деятельности в первый год объясняется выпуском передовой в техническом отношении продукции именно в тот сектор рынка, где на него появился спрос. Обескураживающее снижение кривой общего выпуска продукции на втором году отражает период оценки сферы деятельности и внесения изменений в соответствии с нуждами заказчиков. Анализ малых фирм, действующих в данной отрасли, показывает, что потерпевшие неудачу выбыли из игры именно в этот период по одной из двух причин: или они были нечувствительны к фактическим нуждам рынка и не смогли удовлетворить его потребности, либо они располагали настолько малым капиталом, что не имели финансовой возможности реагировать на изменения рынка. Что касается фирмы В, то она к концу второго года получила дополнительный капитал и новое руководство. Разница в цене, по которой были приобретены эти две – фирмы, свидетельствует о том, что руководство фирмы В значительно успешнее справилось с проведением этой сделки.

Для тех, кто обращается к водолазному делу как к рынку сбыта или сфере приложения сил, важно получить ответ на некоторые первоочередные вопросы. Насколько велик масштаб коммерческого водолазного дела? Каков прогноз, пусть самый осторожный, его развития в ближайшем будущем? Насколько выгодно оно как рынок сбыта услуг и товаров?

Отвечая сначала на последний вопрос, можно сказать, что основной рынок для сбыта водолазного оборудования располагается в районе Мексиканского залива у Нового Орлеана. Там действует всего 28 водолазных фирм, но на их долю приходится 80% всего дохода от водолазных операций в США. Из этой суммы почти 95% падает на долю 18 крупнейших фирм.

В 1971 г. промышленные водолазные операции на континентальном шельфе принесли валовой доход около 28 млн. дол., из них 20 млн. дол. получили две фирмы. Если добавить сюда водолазные работы в портах и гаванях, то общий доход от промышленного водолазного дела в 1971 г. составил 35 млн. дол.

Как -и во многих других отраслях, наибольшую статью расходов здесь составляет оплата труда. Затраты на оборудование

В разные годы различны, но за последние несколько лет на него затрачивалось в среднем от 16 до 20%. В 1971 г., когда основные Фирмы вкладывают все больше средств в системы с использованием режима насыщения, каждая из которых обходится в 250—350 тыс. дол., этот процент, очевидно, возрастет.

В 1971 г. фирмы, занятые водолазными работами на континентальном шельфе, закупили оборудования на 5,1 млн. дол. Вся остальная доля рынка водолазного оборудования довольно широко распределена по территории США « составляет около 1,1 млн. дол.

Если водолазное дело будет развиваться пропорционально росту добычи природных ресурсов на шельфе, то, даже по самым осторожным оценкам, оно в течение ближайшего десятилетия должно ежегодно расширяться на 25%. Если же опираться на более оптимистичные прогнозы, то темпы роста составят около 30% в год. В табл. XII. 1, составленной на основе осторожных прогнозов, приводятся цифры валового дохода и предполагаемых затрат на оборудование.

С развитием подводной добычи природных ресурсов повышается перспективность водолазного дела, оно приобретает все более прочную основу. Почти все основные производители нефти сходятся во мнении, что процент добычи нефти непосредственно под водой в следующем десятилетии возрастет. Получают широкое распространение системы хранения и перекачки нефти под водой. Применение таких систем потребует постоянного расширения сферы водолазных услуг. В следующие пять лет более чем удвоится потребность и в водолазном оборудовании и в услугах водолазов. К 1980 г. объем услуг, оказываемых водолазными фирмами, возрастет по сравнению с теперешним уровнем в 7,5 раза, а спрос на оборудование —не менее чем в 6,5 раза.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru