Самоходные аппараты

В конце 60-х годов появилась настоятельная необходимость в разработке технических средств, обеспечивающих высокую мобильность водолаз.а под водой. В частности, нужда в таких средствах ощущалась в ходе работ, связанных с осмотром подводных нефтепроводов. Водолаз передвигается вдоль нефтепровода, получая дыхательную смесь через шланг, соединенный с компрессором, установленным на маневрирующем судне. Такие работы были связаны с большим риском для водолаза. Обеспечивающий, находясь на палубе маневрирующего судна, не видел водолаза и о его местонахождении на грунте мог судить лишь по воздушным пузырям. Обрыв шланга в таких ситуациях был довольно частым явлением; если водолаз при этом находился на небольшой глубине, его шансы всплыть на поверхность были не так уж малы; но с увеличением рабочей глубины * вероятность спасения водолаза при обрыве воздушного шланга становилась все меньше.

Для обеспечения безопасности водолазов, обследующих подводные нефтепроводы или выполняющих аналогичные по сложности задания, был разработан и изготовлен ряд небольших подводных лодок, из которых можно было выходить на глубине. Одной из первых лодок подобного типа, успешно оправдавших свое назначение, был подводный аппарат Шелф дайвер, построенный фирмой «Перри оушенографикс» (США). Хотя такая лодка совсем непохожа на «водолазный колокол», она, по сути дела, является самоходной автономной водолазной камерой.

Аппарат Шелф дайвер использовался в научных и промышленных целях, с его борта водолазы выходили в воду на глубине до 210 м. Аппарат состоит из двух герметически закрываемых отсеков. В переднем отсеке, где обычно сохраняется нормальное атмосферное давление, размещаются пилот, наблюдающий и аппаратура управления лодкой. Второй отсек, расположенный в средней части лодки и по конструкции аналогичный цилиндрической водолазной камере, имеет днищевый люк, через который водолаз выходит на грунт. По своему назначению этот отсек также аналогичен водолазной камере с автономным запасом дыхательной смеси: давление в отсеке можно уравнивать с давлением забортной воды, благодаря чему становится возможным выход водолаза наружу. После выполнения задания водолаз в этом же отсеке может начать декомпрессию. После всплытия подводную лодку стыкуют с палубной декомпрессионной камерой или продолжают декомпрессию водолаза в самом аппарате. На рис. 24 показан водолаз, вышедший в воду из аппарата Шелф дайвер и работающий на грунте. Водолаз все время находится в поле зрения пилота, управляющего подводной лодкой, что значительно снижает возможность несчастного случая.

Рис. 24. Подводная лодка Шелф дайвер, обеспечивающая выход водолаза в воду, является, по существу, самодвижущейся водолазной камерой.

На относительно больших глубинах эксплуатация такого подводного аппарата экономически оправдана.

До сравнительно недавнего времени проблема свободы передвижения водолаза под водой в основном интересовала военных специалистов. В 70-е годы эта проблема должна стать актуальной и для специалистов в области добычи морской нефти. Все работы, связанные с бурением и эксплуатацией морских нефтяных скважин, будут полностью производиться под водой, и водолазам потребуются устройства, которые будут доставлять их к объектам и обеспечивать обслуживание, осмотр и ремонт подводных установок. Аппараты, выполняющие роль таких транспортных средств, должны быть «мокрого» типа. Иными словами, они будут свободно затопляться, при этом давление дыхательной смеси будет уравниваться с забортным; экипаж в таких аппаратах должен находиться в глубоководном снаряжении. Одним из первых аппаратов подобного типа явился Тоталсуб-01, разработанный для промышленных целей и принадлежащий фирме КОМЭКС. На борту аппарата могут находиться экипаж из четырех человек, 400 кг оборудования и рабочих инструментов, а также аппаратура и запас дыхательной смеси для жизнеобеспечения экипажа в течение 12 ч на глубине 60 м. Эксплуатационная скорость передвижения аппарата под водой 4 уз, максимальная — 6 уз. У этих аппаратов существуют военные варианты, которые с переменным успехом эксплуатируются вот уже более 10 лет.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru