Прогресс в развитии водолазного дела после 1950 года

Если оглянуться назад, то 1950 год представится нам неким рубежом в деятельности человека под водой. В течение примерно 2500 лет человек пытался преодолеть границу, разделяющую земную атмосферу и воду, не будучи уверен в том, что он вернется на поверхность, как удачно выразился Жюль Берн, «без всякого ущерба для своего здоровья». К тому времени изобретенный Зибе водолазный костюм многократно модернизировался и достиг максимальной для данной конструкции степени совершенства. Было создано и испытано снаряжение, рассчитанное на работу водолаза в условиях подачи различных дыхательных смесей, в том числе гелиево-кислородной; ряду усовершенствований подвергся и акваланг. Исследователи получили новые, данные, позволившие более подробно изучить физиологию человека под водой.

Для водолазов настало время значительно пополнить свои ряды — погружения под воду перестали быть занятием любителей приключений и водолазное дело превратилось в крупное техническое предприятие, призванное превратить человека в су-щество, способное жить под водой.

Десятилетие, прошедшее с 1950 г., было эпохой бурного развития водолазного дела. Погружения под воду в научных целях стали новой обособленной отраслью, подводный спорт превратился во всеобщее увлечение, военные пловцы стали одним из элементов подводного оружия, а промышленные водолазы приступили к эксплуатации богатств континентального шельфа. Это десятилетие, кроме того, ознаменовалось радикальным изменением отношения к разработке подводного оборудования. До 1950 г. развитие водолазного дела практически регулировалось двумя обособленными организациями — ВМС Великобритании и США. Количество водолазов во всем мире, если не включать в это число представителей ВМС, не превышало 800.

Исследования и конструкторские разработки новой подводной техники и водолазного снаряжения представляют собой дорогостоящее предприятие, и вряд ли можно было надеяться получить соответствующую материальную поддержку частных фирм, малочисленных по своему составу, да к тому же еще имевших весьма сомнительные, с финансовой точки зрения, перспективы. В силу этого разработка подводного оборудования финансировалась государством при условии, что материальная помощь будет оказываться только тем отраслям, которые докажут свою полезность для удовлетворения «эксплуатационных нужд». Это туманное выражение, как его истолковывали и продолжают истолковывать многие военные авторитеты, должно означать: «Мы приступим к разработке той или иной системы лишь после того, как какая-либо катастрофа докажет настоятельную необходимость создания такой системы в целях предотвращения повторения подобного случая».

К концу 50-х годов произошел резкий сдвиг в отношении к исследовательским и конструкторским разработкам подводного оборудования. Ориентирующиеся на получение прибыли отрасли промышленности начали требовать от профессиональных водолазов большей эффективности, пугая их в то же время угрозами и попытками заменить водолаза роботами; аквалангисты и водолазы, занятые научными исследованиями, требовали все более совершенного оборудования и аппаратуры; численность подводных пловцов-спортсменов увеличилась с горстки любителей до 50 ООО человек. Результаты исследований в области подводного дела, выполнявшихся военными, не могли более удовлетворять возросшие потребности. Водолазные работы стояли на пороге превращения в самостоятельную отрасль науки и промышленности.

Последнее десятилетие явилось периодом технического прогресса водолазного дела. Были сломаны старые барьеры предельной глубины погружения, произвольно установленные когда-то на основе недостаточно полной информации. Погружение в условиях насыщения и длительное пребывание на глубине превратились из фантазии в реальность, и промышленные водолазы выиграли соревнование с роботами в деле освоения континентального шельфа. Были испытаны экспериментальные устройства-прототипы, подобные показанному на рис. 11, предназначавшиеся для эксплуатации в ближайшем будущем. В свете прошедших 2500 лет события 60-х годов нашего века поистине могут поразить воображение.

Рис. 11. Спустя примерно 2500 лет после того, как Александр Македонский воспользовался стеклянным колоколом, инженеры испытывают плексигласовую водолазную камеру. Эта камера является прототипом аппарата, предназначенного для совершения в 70-х годах перехода с Гавайских островов в Калифорнию.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru