Портовый водолаз

Для того чтобы правильно оценить условия деятельности и перспективы, ожидающие водолаза, следует определить те виды работ, в которых необходимо его участие. Для портового водолаза это могут быть как работы самого общего характера, так и специальные —до плотницких и санитарно-тех-нических включительно. Мнение о таком водолазе среди специалистов тех же профессий, но выполняющих аналогичные работы па суше, обычно бывает весьма невысоким из-за ряда как будто очевидных причин. Во-первых, водолаз на выполнение работй под водой затрачивает обычно в два-три раза больше времени, чем они тратят на суше. Во-вторых, в то время как водолаз, по их мнению, занимается под водой явным саботажем, он получает за это по крайней мере в два раза больше денег и имеет помощника или подручного, который его обслуживает. И наконец, водолаз выполняет работу под водой без всякого надзора.

С точки зрения сравнения рода занятий водолаз является наиболее привилегированным и высокооплачиваемым техническим специалистом. Однако более тщательное изучение проблемы показывает, что все те кажущиеся преимущества, которые предоставлены водолазу, практически сводятся на нет условиями его работы. Портовых водолазов называют «грязелазами» не без оснований. Наша бурно развивающаяся цивилизация всегда считала океаны всеобщей свалкой мусора и удобным местом сброса сточных вод. Соответственно гавани портов служили муниципальными мусорными ящиками. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть под воду любой из наших больших гаваней. Покрытая маслянистой пленкой, загрязненная различными отходами, вода и является той окружающей средой, в которой работает портовый водолаз. В портовой гавани с такой водой видимость на глубине 6 м обычно полностью отсутствует, поэтому всю работу приходится выполнять на ощупь. Условия работы еще больше осложняются при низкой температуре воды. Даже в летнее время температура воды на дне гавани редко поднимается выше 15 °С, а зимой может опускаться до 4 °С. В таких условиях осязание быстро притупляется.

Однако недостаточная видимость — это лишь одна из проблем, создаваемых окружающей средой. Помимо этого в гаванях существуют течения, скорость которых достаточна, чтобы сбить с ног водолаза, даже если он одет в стандартный водолазный скафандр массой около 90 кг. А если сильных течений (кстати, очищающих дно) в гавани нет, то водолазу приходится бороться с «бездонным дном». Это выражение не является метафорой, а представляет реальную характеристику обычных условий на дне, где скапливающийся в течение многих лет ил образует слои грязи, которые по мере опускания водолаза ко дну становятся все более плотными. Наконец, водолаз достигает глубины, где тотность грязи столь велика, что способна выдержать его вес. Однако при этом все тело водолаза оказывается погруженным В эту плотную грязь. Такие условия работы сразу отбивают охоту стать водолазами у многих, кто предполагал посвятить себя этому делу. Работа в полной изоляции и темноте при ограниченности всех движений часто является вполне достаточным условием для проявления у новичка самых скрытых форм клаустрофобии.

Хотя мощные течения, способные сбить с ног водолаза, и «бездонное дно» —это две крайности, они встречаются не так уже редко. Кроме того, наилучшие , из реально существующих условий выполнения подводных работ в портовых гаванях не отвечают даже минимальным требованиям, выполняющимся при других видах погружений.

Одно из положений, приведенных выше, особенно касается водолазов, выполняющих технические работы. Оно гласит: «Водолаз получает деньги не за погружение под воду. Он получает деньги за ту работу, которую он выполняет по прибытии на место работы. Погружение же под воду — это просто способ транспортировки». Почасовая оплата водолаза, разумеется, значительно выше, чем специалиста, выполняющего аналогичную работу на суше, но эта разница в оплате является компенсацией за умение достичь места выполнения работы и за опасности и риск, связанные с его «способом транспортировки».

В портах работа редко производится на глубине более 23 м, а в большинстве случаев глубина не превышает 12 м. И хотя этот вид подводных работ‘является самым прозаическим, именно портовые водолазы составляют наиболее многочисленную категорию водолазов во всем мире. Их работа, независимо от того, в какой гавани она производится, остается одинаковой по характеру, хотя плата за одну и ту же работу может быть весьма различной. Американские водолазы, работающие в США или за границей, получают твердую плату, установленную по согласованию с профсоюзом. Местные водолазы в портах вне пределов США получают 10—50% того, что получают работающие здесь же американские водолазы. Само собой разумеется, что подобная ситуация не привела к возникновению счастливого международного братства водолазов, выполняющих технические работы, но сейчас положение постепенно изменяется.

Для американского водолаза заработок определяется главным образом той глубиной, на которой он выполняет работу. Поскольку риск и опасности с увеличением глубины возрастают, была разработана шкала надбавок. Согласно этой шкале, начиная с глубины 15 м водолаз получает дополнительную плату за каждый метр глубины. На сегодняшний день эта шкала все еще действует, и одно погружение на глубину 100 м приносит водолазу почти столько же денег, сколько специалист, выполняющий ту же работу на поверхности, заработает в течение месяца. Портовые водолазы редко погружаются настолько глубоко, чтобы получать эту надбавку.

Большая часть работ, выполняемых в гаванях, непосредственно связана с сооружениями, расположенными у береговой линии, и заключается в возведении, обслуживании, ремонте корабельных причалов и различных технических устройств. В функции водолаза входит проверка состояния подводной части сооружений, выполнение простейших плотницких работ, стыковка и соединение трубопроводов большого диаметра, спи-ливание сгнивших свай на дне и выполнение других несложных ручных работ. Многие портовые фирмы специализируются в иных направлениях, главным образом в области судоремонта. При наличии надлежащего оборудования и соответствующей технологии водолаз может выполнять обычные работы по техническому обслуживанию и ремонту судов, например временную заглушку отверстий в корпусе судна. Если для выполнения такой работы не привлекать водолазов, то судно придется ставить в док.

Несмотря на крайне тяжелые условия и неопределенность заработка, ряды портовых водолазов непрерывно пополняются, и все же в этой области водолазной деятельности существует постоянная нехватка специалистов. Наиболее квалифицированные водолазы в поисках более благоприятных условий работы и более высоких заработков переходят в компании, занимающиеся подводными работами в открытом море.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru