Подводный археолог

Подводный археолог, по существу, не является ученым-водолазом: его присутствие в море лишено какой-либо связи с подводным миром, за исключением того, что для доступа к своим раскопкам, скрытым в толще прозрачной воды ему необходимо водолазное снаряжение.

Подводная археология, так же как физиология и Физика переживают в последние годы быстрый подъем, которым они в основном обязаны появлению автономных дыхательных аппа ратов — аквалангов. Однако акваланги часто бывают причиной и многих бессонных ночей профессиональных археологов, поскольку их «рабочие площадки» стали теперь в равной мере доступными и для энтузиастов подводного спорта.

Погружения с применением легководолазного снаряжения впервые приобрели широкий размах на Средиземном море, отчасти потому, что современный акваланг был создан во Франции, отчасти из-за благоприятных условий для погружений в этом море. Этот географический район вдоль и поперек пересекали древние торговые пути, поэтому мелководные прибрежные участки буквально усеяны остатками бесчисленных затонувших судов. Вместе с ними на дне покоятся и некоторые ответы на загадки истории.

Подводный археолог — фигура сравнительно новая в «подводном царстве». Однако извлечение со дна моря предметов древних культур, служивших вехами в восстановлении облика древних цивилизаций, производилось еще в начале XX в. Открытия, сделанные подводными археологами, а также попутно водолазами, выполнявшими промышленно-технические работы, привели к обнаружению некоторых самых ценных древнегреческих статуй из всех дошедших до наших дней. В 1900—1925 гг. греческие ловцы губок, поощряемые министерством культуры Греции, подняли с морского дна целые коллекции подлинных греческцх скульптур эпохи эллинизма. В этих коллекциях находятся и единственные образцы бронзовых скульптур. Море не очень гостеприимно относится к тем металлическим предметам, которые остаются на его попечении, но похоже, что коррозионное воздействие морской воды оказалось менее разрушительным для предметов искусства, чем утилитарная деятельность человечества. По крайней мере, те статуи, которые погрузились на морское дно, не были перелиты в зависимости от потребностей текущего момента либо в пушки, либо в распятия.

Следует отметить, что между стремлением к «спасению» произведений искусства и современной концепцией подводной археологии имеются большие расхождения. Для подводного археолога обнаруженные и спасенные предметы древней культуры обладают, разумеется, эстетической привлекательностью. Однако главная их ценность заключается в том, что они помогают собрать воедино все археологические фрагменты, находящиеся на данной территории, и облегчают ввод новой информации в комплекс знаний о данном периоде — знаний, в большинстве случаев отрывочных и в значительной степени основанных на догадках. Что касается искателя произведений искусства, то он заинтересован в их спасении из-за их рыночной стоимости или вследствие стремления получить моральное удовлетворение от обладания ими.

Морская гпрпа оазъедает все материалы, за исключением самых твердых или инертных минералов, изменяя до неузнаваемости первоначальные Формы. Как утверждает Мендель Петерсон в своем обширном труде «История в глубинах моря» одним из немногих материалов, выдерживающих длительное пребывание в морской воде без всяких повреждений, является золото. Следующие по стойкости материалы-это латунные или медные детали боль-шоп толщины. Серебро сохраняется лишь в присутствии «жертвенных» анодов, каковыми могут служить железо или сталь; в противном случае сохранность серебра вызывает сомнения. Способность черных металлов противостоять разрушающему действию морской воды, по-видимому, пропорциональна содержанию в них никеля. Их можно расположить в такой последовательности (в порядке ухудшения стойкости): конструкционная сталь, мягкая сталь, чугун. Стойкость дерева зависит от его плотности и от окружающих условий. Если деревянный предмет погрузился в плотный грунт, защищающий его от морских древоточцев, то он может сохраняться тысячелетиями. Если же дерево не изолировано от морской воды и ее обитателей, то оно сохраняется тем лучше, чем выше его плотность.

Как правило, под водой отсутствуют какие-либо прямые признаки древних кораблекрушений. Обнаружить их .можно, лишь используя косвенные указания: большие скопления кораллов в форме корпуса судна, рассыпанные камни балласта, лежащие вдоль линии, идущей от подводного рифа, сигналы детектора о наличии черного или цветного металла. Такие указания часто бывают единственным свидетельством местонахождения обломков потерпевшего катастрофу судна.

«Спасатель» заинтересован лишь в поднятии со дна моря предметов древности с целью получения прибыли от их продажи или пополнения своей личной коллекции. Как только скопление гаких предметов бывает им обнаружено, дальнейшие его действия становятся весьма несложными: для извлечения найденных ценностей используется грубая физическая сила. Что же касается подводного археолога, то для него стоимость обнаруженных предметов, исчисляемая в долларах, имеет второстепенное значение. Его интересы лежат в совершенно иной плоскости. Каковы размеры и точная форма судна? Каков его возраст и частью истории какой страны он является? Чтоизсодео жимого его трюмов может пролить дополнительный свет на культуру и развитие того народа, которому он принадлежал? Короче говоря, подводный археолог ищет ответа на те же самые вопросы, что и его «сухопутный» коллега, производящий раскопки на суше. ч. ^

Подводный археолог не может прямо использовать в своих «раскопках» сухопутные методы археологических работ. Получение необходимой ему информации является нелегкой задачей, а имеющиеся в его распоряжении инструменты весьма примитивны. Количество сведений, которое удается добыть подводному археологу, обычно зависит от его изобретательности. Для расчистки остова судна применяются эрлифты К Значительную долю работы составляет трудоемкая процедура обмера остатков остова и восстановление по ним его вероятной первоначальной формы. В последнее время в ряде случаев над расчищенным участком дна сооружалась металлическая трубчатая рама, которая служила координатной сеткой при фотографировании. Затем участок фотографировался почти таким же образом, как если бы это был сектор аэрофотосъемки. При выполнении работ на большей глубине в качестве такой фотографической платформы, находящейся на постоянном уровне, использовался небольшой погружаемый аппарат Ашера. При этом была сделана попытка применить методы фотограмметрии. Результаты не были вполне удовлетворительными, но все же они представляли собой некоторый шаг вперед по сравнению со сделанными от руки эскизами.

Сомнительно, чтобы в технике подводных археологических работ в ближайшие несколько лет был достигнут большой прогресс. Причина тому весьма проста и банальна — нехватка средств. Все археологические изыскания должны финансироваться за счет университетских фондов или частных пожертвований, а эти источники не настолько обильны, чтобы покрыть расходы на усовершенствование и внедрение новых методов.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru