Краткий очерк истории водолазного дела

Человек стремился проникнуть в подводный мир с того самого дня, когда он в первый раз вошел в воду. То, что наши далекие предки когда-то вышли из океана, возможно, и объясняет это стремление увидеть подводный мир и стать его частью. Сэр Алистер Харди, писатель и моряк, пошел еще дальше, предположив, что именно условия прибрежной среды могли способствовать превращению человека в двуногое прямоходящее. Согласно его теории, человек, возможно, был вынужден добывать себе пропитание на мелководье и, занимаясь этим делом, распрямился, а заодно научился плавать. Харди указывает на некоторые вероятные эволюционные мутации, следы которых сохранились у современного человека, например расположение волосяного покрова тела, соответствующее направлению потока жидкости, наличие подкожного, сохраняющего тепло, слоя жира, что свойственно как человеку, так и морским млекопитающим, в частности тюленям. Вполне возможно, что все это верно и тяга к морю заложена в нас генетически.

В историческом плане это очевидное влечение было обусловлено более непосредственными причинами — любопытством, поисками пищи, стремлением получить какую-либо выгоду или завоевать власть. Некоторые из этих причин, несомненно, взаимосвязаны, но вряд ли кому-нибудь приходилось нырять в воду, не имея на то хотя бы одного достаточно веского повода.

История погружений человека под воду восходит к самым древним из обнаруженных до настоящего времени цивилизациям, и занимающийся этой проблемой историк-любитель может найти соответствующие подтверждения почти в любой эпохе, которая привлечет его внимание. Остается только гадать, какие из этих легенд не являются вымыслом, однако сам факт существования таких упоминаний и свидетельств придает известную достоверность рассказам о погружениях человека под воду в древности. Не подлежит сомнению, что «водолазы» того времени были просто пловцами, способными передвигаться под водой лишь на очень короткие расстояния. В большинстве случаев их снаряжение состояло из дыхательной трубки, похожей на применяемую в наши дни. Однако, даже при наличии у этих пловцов такого устройства, маловероятно, чтобы они могли проплыть под водой большое расстояние без того, чтобы не быть обнаруженными. Многочисленные упоминания о подводных пловцах встречаются в очень древних рукописях, хотя и носят весьма неясный характер. Самые первые сведения об использовании подводных пловцов связаны с военным делом. Гомер упоминает о них в «Илиаде», но какого-либо описания их деятельности так и не было найдено. Судя по сообщению Фукидида, подводйые пловцы использовались в троянских войнах; и здесь они большей частью были обычными пловцами, действовавшими под покровом ночной темноты. К тому времени человек уже овладел искусством свободного погружения под воду, во многом сходным с современными приемами ловцов губок на островах южной части Тихого океана.

Водолазное дело в том виде, в каком мы знаем его сегодня, весьма мало чем обязано нашим предкам. Чтобы преодолеть обусловленные эволюцией ограничения физиологического характера, необходимо найти искусственную механическую замену процессу адаптации, на завершение которого может потребоваться целая геологическая эпоха. Время, отведенное человечеству в истории Земли, настолько невелико, что лишь за счет своего собственного ума, изобретательности и опыта человек может снова получить доступ в глубины моря.

С точки зрения техники водолазного дела два совершенных в древности открытия послужили исходной точкой на долгом пути завоевания человеком Океана. Первым из них было изобретение шноркеля, или дыхательной трубки, вторым — создание водолазного колокола. Эти изобретения явились основой для разработки двух методов погружения, применяемых и в настоящее время. Создав дыхательную трубку, сколь бы примитивна она ни была, человек убедился в том, что он может находиться под водой без опасности для жизни, если будет поддерживать контакт с атмосферой. Что же касается водолазного колокола, то в этом случае наш неутомимый homo sapiens обнаружил, что необходимый для поддержания его жизни воздух представляет собой поддающуюся транспортировке среду. Попросту говоря, эти две идеи легли в основу существования человека под водой.

Сейчас, когда близится к завершению последняя треть двадцатого столетия, мы все больше гордимся достижениями нашего века техники. Мы уже привыкли представлять себе будущее техники, особенно авиационной и космической, по эскизам и наброскам художников. Быстрота, с которой некоторые из этих созданий творческой фантазии претворяются в действительность, уже приучила нас считать вполне реальной идею, существующую пока только в виде рисунка. Такой подход несомненно отличается чрезмерной самонадеянностью, однако наши предки при тогдашнем уровне развития техники были не менее самоуверенны.

Первые изобретатели, не будучи обременены знанием физических законов и свойств газов и воды, пребывая в счастливом неведении относительно ограниченных физиологических возможностей человеческого организма, создали великое множество рисунков и чертежей аппаратов. Их авторов ни в коей мере нельзя упрекнуть в отсутствии изобретательности, они лишь не смогли проверить эти устройства на практике. Ни один из аппаратов не был пригоден для использования.

Нельзя не отметить еще одной странной особенности — число таких изобретателей неуклонно росло на протяжении нескольких веков. Даже Леонардо да Винчи не удержался от соблазна и разработал несколько чертежей водолазного оборудования. По какой-то причине Леонардо сохранил их в тайне, хотя эти чертежи были выполнены по заказу. И не напрасно — мощность легких водолаза была совершенно недостаточной, чтобы он мог втягивать воздух через такое устройство. Столь же неосуществимы были и разработанные Леонардо автономные водолазные аппараты; впрочем, изобретатель и в этом случае в полной мере дал волю своей фантазии.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru