Комплексы для «насыщенных» погружений

Водолазный комплекс для «насыщенных» погружений обеспечивает транспортировку водолазов в район объекта, осуществляет жизнеобеспечение водолазов на глубине или в условиях давления, эквивалентного рабочей глубине. В нем предусмотрена аппаратура для управления процессами компрессии и декомпрессии водолазов в начале и в конце цикла «насыщенного» погружения, имеются достаточно комфортабельные жилые помещения, в которых водолазы находятся в гипербарических условиях в промежутках между выходами на грунт на протяжении всего цикла «насыщенного» погружения. Исключение процесса декомпрессии после каждого выхода на грунт, особенно на рабочих глубинах более 60 м, повышает экономическую эффективность глубоководных погружений.

В настоящее время эксплуатируются два типа комплексов для «насыщенного» погружения — палубный и подводный. В палубном варианте водолазы живут в гипербарической среде на поверхности моря. В жилой камере поддерживается давление, равное давлению воды на рабочей глубине; для спуска к объекту и возвращения на поверхность используются гипербарические транспортные капсулы. Другой вариант — это подводный обитаемый лабораторный комплекс (например, СилабJ. В этом случае водолазы живут в гипербарической камере (подводном доме) размещенной на дне моря. Каждый из названных типов комплексов для «насыщенного» погружения обладает своими преимуществами, и выбор нужного типа зависит от характера подводных работ. Подводный обитаемый комплекс оказался более подходящим для обеспечения длительных научно-исследовательских работ на дне океана, палубные комплексы наиболее эффективны для обеспечения под водой работ промышленного характера.

Палубные комплексы. В состав палубных комплексов входит различное оборудование, предназначенное для доставки водолазов к объектам на грунте и обратно на поверхность, а также для жизнеобеспечения водолазов в гипербарической среде в течение длительного периода времени. Предел длительности пребывания водолазов в гипербарической среде редко зависит от возможностей самого комплекса: обычно он определяется степенью сложности работ на грунте, а также физиологическими и психологическими условиями погружения.

Палубные комплексы можно смонтировать на палубе судна или баржи, они легко разбираются на составные части. В настоящее время широко используется несколько типов комплексов, но все они имеют одни и те же основные компоненты: жилую палубную камеру с системой жизнеобеспечения, палубный декомпрес-сионный комплекс и стыкуемую с ним водолазную камеру или капсулу для транспортировки водолазов на грунт и обратно на поверхность. Поскольку палубные комплексы предназначены для длительного жизнеобеспечения водолазов, пребывающих в гипербарических условиях, их габариты больше, а условия обитания значительно комфортабельнее по сравнению с обычными комплексами для глубоководных погружений (напомним, что и весь цикл «насыщенного» погружения значительно продолжительнее цикла обычного глубоководного).

Палубные комплексы применяются для выполнения водолазных работ промышленного характера, а также в ходе подъемно-спасательных работ на военных объектах. Гражданские комплексы зачастую «беднее» военных, поскольку пространство для их размещения на борту строительных и буровых платформ весьма ограничено.

Новейшим вариантом военного комплекса является комплекс для глубоководных погружений МК-1, используемый в американских ВМС для погружений на рабочую глубину до 260 м, а в исключительных случаях — до 300 м. Комплекс обеспечивает нормальную жизнедеятельность четырех водолазов, работающих в две смены по два человека в каждой; обслуживающий персонал комплекса насчитывает 17 человек. При максимальной продолжительности цикла «насыщенного» погружения 29 сут (с учетом времени, затраченного на компрессию и декомпрессию водолазов) каждая смена может работать в воде на глубине 260 м 4 ч в день в течение 14 сут.

Палубный декомпрессионный комплекс (рис. 25) и непосредственно связанный с ним главный пост управления составляют основу комплекса. Декомпрессионный комплекс состоит из двух декомпрессионных камер, рассчитанных на давление, соответствующее глубине 300 м; в каждой камере имеется жилое помещение и отдельная система жизнеобеспечения. Декомпрессион-ные камеры могут работать независимо друг от друга, что позволяет проводить компрессию (или декомпрессию по окончании работ) каждой смены водолазов но отдельности. Пища, медикаменты и мелкие инструменты передаются водолазам через медицинские шлюзы, оборудованные в каждой камере. Большое внимание уделено комфортабельности жилых отсеков декомпрессионных камер, в них установлены телевизоры и динамики, транслирующие стереофоническую музыку.

Рис. 25. Палубная декомпрессионная камера, входящая в состав комплекса американских ВМС для глубоководных погружений. В такой камере четыре водолаза, предварительно подвергнутые режиму «насыщения», могут жить в течение 29 дней.

На главном пульте установлена аппаратура, которая выдает операторам информацию, необходимую для управления всем комплексом, в том числе декомпрессионными камерами и транспортной капсулой, энергосистемой комплекса, системой телефонной и телевизионной связи, а также устройствами для контроля химического состава дыхательной смеси.

Капсула для транспортировки водолазов (рис. 26) представляет собой водолазную камеру, которая используется в качестве гипербарического «лифта» для доставки к объекту подвергшихся «насыщению» водолазов, а во время их работы на грунте служит водолазной станцией. Под оболочкой спускового кабель-троса находятся силовые и телефонные кабели. В остальных отношениях капсулу можно считать абсолютно автономным аппаратом. Запас газовой смеси для питания дыхательных аппаратов (смесь приготовляется заранее для заданной рабочей глубины) находится в резервуарах, укрепленных на наружной поверхности сферического корпуса капсулы. В капсуле свободно помещаются два водолаза в полном подводном снаряжении, а также рабочие инструменты и необходимое оборудование. Каждый из двух работающих на грунте водолазов связан с капсулой «пуповиной», через которую идет дыхательная смесь и осуществляется связь. Стыковка капсулы с палубным декомпрессионным комплексом производится при помощи кольцевого уплотнения. Его соединяют с верхним входным люком шлюзового отсека, и водолазы получают возможность переходить из капсулы в помещения деком-прессионной камеры и обратно.

Рис. 26. Водолазы проверяют подводное снаряжение, находясь в транспортной капсуле, которая входит в состав комплекса МК-1.

Подводные обитаемые комплексы. Подводный обитаемый комплекс для «насыщенных» погружений состоит из надводного

судна обеспечения, подводного дома и подъемника для транспортировки оборудования с надводного судна к подводному дому и обратно. Подводный обитаемый комплекс гораздо сложнее надводного; кстати, в состав подводного комплекса в качестве вспомогательной системы входит палубный комплекс для «насыщенных» погружений. Эксплуатация такого сложного комплекса на больших глубинах является очень трудной задачей, а расходы, связанные с этим, настолько велики, что использование подводного обитаемого комплекса в коммерческих целях становится невозможным; такие комплексы могут применяться лишь для проведения научных экспериментов. В 60-е годы на подводных обитаемых комплексах было проведено несколько успешных экспериментов. Среди них серия экспериментов по программе Кусто Коншельф, эксперименты по программе Силаб (рис. 27) опыты по проекту Тектайт и западногерманская программа Гельголанд.

Рис. 27. Лаборатория Силаб-3 проходит испытания на герметичность корпуса.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru