Инженеры-водолазы и техники-водолазы

Все преуспевающие компании, занятые проектированием управляемого человеком подводного оборудования или. подводной аппаратуры, пользуются услугами инженеров-водолазов, поскольку вероятность создания удачной конструкции подводного аппарата или системы без привлечения к этой разработке инженера, имеющего опыт работы под водой, представляется весьма сомнительной.

Основным направлением деятельности инженера-водолаза является разработка, испытание и оценка оборудования, систем и сооружений, предназначенных для эксплуатации под водой. Область его интересов должна охватывать весь диапазон инженерных дисциплин, поскольку почти все технические сведения необходимы для того или иного рода подводной деятельности.

Одной из самых передовых организаций в области подводной техники является группа морской техники в Лаборатории инженерно-строительной службы американских ВМС. В сферу ре деятельности входят как испытание и оценка оборудования, выпускаемого промышленными компаниями, так и собственные разработки, а также подводные спасательные работы. В течение 1969 г основным занятием водолазов этой группы была оценка систем водяного обогрева, предназначенных для поддержания теплового баланса у водолазов при работе в холодной воде.

В систему водяного обогрева, работающую по разомкнутой схеме и созданную для Инспекции спасательных работ американских ВМС, входили котел, шланги и водолазные костюмы. Система была испытана в море у Кипорта, штат Вашингтон, и в бассейне с холодной водой в Сан-Диего, Калифорния. По той же программе была разработана и изготовлена автономная система обогрева гидрокостюма (замкнутая схема), в которой был использован изотопный тепловой элемент на основе плуто-ния-238. Нагревание и принудительная циркуляция воды осуществлялись через систему трубок, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга в белье водолаза, надеваемом под «мокрый» гидрокостюм. Идея создания автономного нагревательного устройства была очень заманчивой, но необходимость ограничения радиоактивного облучения оказалась сдерживающим фактором при использовании такого устройства.

Термический стресс представляет собой одну из главных проблем при глубоководных погружениях с использованием искусственных газовых смесей, поэтому сотрудники Лаборатории инженерно-строительной службы приложили немало усилий для разработки соответствующего водолазного оборудования. Кроме описанных выше систем обогрева инженеры-водолазы испытали опытные образцы жилетов с химическим обогревом. Жилеты были изготовлены из трехслойного материала. Внутренний слой представлял собой вспененный полимер с открытыми ячейками, а наружные слои — микропористый неопрен с замкнутыми ячейками. Средний слой заполнялся смесью химических веществ с точкой плавления чуть ниже нормальной температуры человеческого тела. Когда жилет погружался в холодную воду, смесь кристаллизовалась и при этом выделялось тепло. Первые же эксперименты показали, что такой под ход к решению задачи обогрева водолазов в холодной воде является весьма многообещающим. В настоящее время ведутся дальнейшие исследования по совершенствованию этих химиче ских источников тепла, которые позволят увеличить время пое оывания в холодной воде без применения стесняющих движение дополнительных устройств или шлангов, связывающих водо лаза с постом обеспечения. Эксперименты показали что перчатки, заполненные слоем химического вещества толщиной 12,7 мм, обеспечивают обогрев в ледяной воде в течение 2 ч.

В этом же году было испытано несколько электрических обогревателей, а также обогреватель с парогенератором и теплообменником. Этот опытный образец обогревателя снабжал нагретой морской водой сразу четырех водолазов, одетых в гидрокостюмы с обогревом по разомкнутой схеме. Такая система предназначена для создания приемлемых рабочих условий при температуре воды до 4 °С; систему можно использовать на глубинах, не превышающих 180 м. В ее состав входит работающий на жидком топливе парогенератор и теплообменник, через который протекает морская вчода. Горячая вода смешивается с холодной и по шлангу поступает в коллектор, а оттуда по отдельным для каждого водолаза шлангам подается к месту выполнения работы. Это одна из немногих систем, успешно прошедших испытания.

Параллельно с исследованиями в области систем обогрева лаборатория занималась и другими важными техническими проблемами, связанными с подводной деятельностью человека, в частности созданием подводного вспомогательного транспортного аппарата, так сказать, подводного пикапа для водолазов и оборудования. Разрабатываемый аппарат приводится в движение электрогидравлической установкой и предназначен для использования на глубине до 36 м. Его основное назначение — доставка водолазов, инструментов, источников энергии и оборудования к месту выполнения монтажных или аварийно-спасательных работ на дне моря. Этот подводный пикап укомплектовывается оборудованием блочного типа, таким, как электрогидравлические силовые блоки, погруженные в масляную ванну свинцово-кислотные аккумуляторные батареи и движительные установки, работающие от гидродвигателей. Такой аппарат будет использован для проверки и уточнения программы создания-вспомогательного транспортного аппарата, в результате чего можно будет выработать критерии оценки эффективности и составить технические требования к вспомогательному транспортному аппарату, который был бы работоспособен на предельных для водолазов глубинах. В настоящее время завершен технический проект экспериментальной модели аппарата и начато ее изготовление.

Успешная, работа Лаборатории инженерно-строительной службы и всех других государственных лабораторий, занимающихся вопросами научно-исследовательской или инженерно-технической подводной деятельности, невозможна без участия в ней квалифицированных подводных технических специалистов. Штат этих специалистов может быть укомплектован как военными, так и гражданскими водолазами. Подразделение водолазов лаборатории, организованное в 1967 г., является единственным действующим водолазным подразделением военноморского строительного батальона, которое, кроме того, впервые гтя ю заниматься проблемами строительно-монтажных работ поп водой Весь штат подразделения укомплектован кадровыми военными‘моряками. Вновь организованная группа, названная Командой подводных работ, является прообразом штатных оперативных подразделений, которые должны быть организованы во всех военно-морских строительных батальонах.

В большинстве других научно-исследовательских лабораторий американских ВМС водолазные подразделения организованы иначе Например, в Военно-морском центре подводных исследований и разработок подразделение водолазов укомплектовано исключительно гражданскими специалистами. Штаб-квартира этого центра, расположенная в Сан-Диего, координирует проведение подводных научно-исследовательских работ в Южной Калифорнии, на Аляске и на Гавайских островах.

Численность персонала инженеров и техников-водолазов бывает различной, но обычно она находится в пределах 35—40 человек. В штате Военно-морского центра подводных исследований состоят в настоящее время 37 водолазов, из них четверо имеют квалификацию, позволяющую погружаться до глубины 60 м; разрешенная предельная глубина погружений для остальных водолазов — 40 м. Около 80% погружений производится с применением стандартных дыхательных аппаратов, остальные погружения осуществляются с помощью шлангового снаряжения, укомплектованного, как правило, легкими стеклопластико-выми шлемами.

Разумеется, характер погружений, выполняемых в этих государственных лабораториях, меняется в зависимости от специализации каждой лаборатории. Но, как это часто бывает в научно-исследовательских лабораториях, большая часть подводных испытаний ц текущих работ выполняется сотрудниками в ранге техников, а не учеными и инженерами.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru