Геологи-водолазы

Геология и география морского дна изучалась на протяжении столетий. До начала 60-х годов XX в. это изучение заключалось главным образом в определении рельефа морского дна посредством измерения глубины. Для исследований осадочных пород применялись сейсмические приборы, а для получения образцов донного грунта — приводимые в действие с поверхности черпаки и устройства для взятия керновых проб. Но все это похоже на геологические исследования поверхности земли с вертолета, когда эта поверхность покрыта непроницаемым слоем облаков.

В самых глубоководных частях океана методы дистанционного исследования до сих пор остаются единственными практически доступными методами. В районах с меньшей глубиной обстановка изменилась. Наличие легко транспортируемого и простого в обращении водолазного оборудования в сочетании с научной любознательностью геологов вызвало появление нового типа ученых — геологов-водолазов.

По мнению д-ра Роберта Дилла ученый-водолаз остается эффективным и экономичным звеном научно-исследовательского комплекса до глубины 45 м. Доктор Дилл является пионером в деле применения автономного дыхательного аппарата в качестве средства выполнения научных исследований: для получения сведений о геологии морского дна он совершил более 5000 погружений. Дилл считает, что геолог-водолаз стремится получить ту же информацию, что и его «сухопутный» коллега. Наиболее достоверные геологические данные можно получить, исследуя обнажения скальных пород. Обрабатывая скальные породы, выходящие на поверхность морского дна или залегающие вблизи нее, д-р Дилл обмеряет стратиграфические разрезы и залегание пород, а также прослеживает опорные пласты и сдвиги.

Напомним, что рабочее время геолога-водолаза измеряется минутами Эффективность его работы зависит от того, какое количество достоверных сведений он может получить и сохра-нить в памяти в течение промежутков времени, определяемых графиком декомпрессии. Так, после 10 мин работы на глубине 45 м водолаз должен пройти трехминутную декомпрессию. Если же время пребывания на этой глубине увеличить до 45 мин, то продолжительность декомпрессии после подъема возрастет до 86 мин Таким образом, даже при работе на умеренной глубине в 45 м когда длительность декомпрессии может в два-три раза превышать допустимое рабочее время, экономический эффект почти полностью зависит от того, насколько рационально геолог-водолаз решает стоящие перед ним задачи.

Для обеспечения максимальной эффективности действии под водой требуются хорошие инструменты. Каким же образом геолог-водолаз может обзавестись такими инструментами? До недавнего времени у него не было иного пути, как только изготовлять их самому. Лет десять назад подводному геологу в силу необходимости приходилось быть одновременно ученым, водолазом, изобретателем и механиком. Сегодня обстановка изменилась к лучшему.

Одним из важных моментов в деятельности геолога-водолаза является регистрация данных. Прежде в большинстве случаев результаты наблюдений регистрировались путем записи на пластмассовой дощечке жировым карандашом. В холодной воде при недостаточной видимости и освещенности это занятие было неудобным, утомительным и требовало больших затрат времени. Сегодня геолог-водолаз может пристегнуть к кассете с баллонами подводный магнитофон и записать с голоса результаты всех наблюдений и измерений. Специальный регулятор, с помощью которого учитывается глубина погружения, вместе с вмонтированным в него микрофоном дают возможность получить записи, достаточно разборчивые для того, чтобы лабораторный стенограф мог их расшифровать и переписать.

Подводные геологические изыскания не ограничиваются континентальным шельфом. Группа ученых-водолазов Мичиганского университета из отделения изучения Великих озер проводит интенсивные исследования с целью сбора геологических данных о северной части озера Мичиган. Под руководством геолога-исследователя и водолазного инспектора Ли Сомерса было сделано свыше 600 погружений. Собранные при этом сведения включают описание строения дна озера, данные об осадочный породах, результаты измерений дальности простирания и угла падения коренных пород, а также результаты одного спе пифического направления деятельности — обнаружения и взятия образцов затопленных стволов деревьев и торфяных залежей существовавших при более низком уровне воды в озере Дело в том, что со дна озера Мичиган было извлечено несколько пней, находившихся на глубине Юму острова Бивер Айленд. С помощью радиоуглеродного метода установили, что пни — это остатки деревьев, возвышавшихся над водой 6700 лет назад. Таким образом определили уровень озера в те времена.

Условия подводных работ в озере Мичиган обычно бывают весьма неблагоприятными. Холодная погода в течение большей части года, видимость от одного-двух метров до полутора десятков сантиметров, температура воды на рабочей глубине не выше 10° С и сильные поверхностные течения очень затрудняют и без того сложную работу по сбору необходимых данных. Для облегчения работы в столь неблагоприятных условиях и повышения ее безопасности водолазы использовали канал радиосвязи, который выполнял функции невидимого страховочного линя и служил для передачи данных. Каждая группа из двух геологов-водолазов снабжалась приемопередающей радиостанцией. Третий геолог выполнял функции связиста на поверхности. Водолазы передавали с рабочего места под водой данные, обсуждали увиденное между собой и со своим коллегой-связистом, который, находясь в теплой и удобной обстановке, мог без помех анализировать и записывать сообщения водолазов, задавать необходимые вопросы и в случае надобности передавать водолазам различную информацию.

В 1969 г. выполнение программы подводных исследований Мичиганского университета проходило весьма успешно. Благодаря сотрудничеству с д-ром Джозефом Макиннисом группа водолазов получила в свое распоряжение построенное по ее заказу корпорацией «Текнотикс» (Нью-Йорк) мелководное подводное обитаемое сооружение, вмещающее от трех до пяти водолазов, которое служило весьма удобным приютом в столь неблагоприятных условиях под водой. Благодаря этому сооружению ученые-водолазы смогли увеличить время пребывания под водой до нескольких часов в день.

Наиболее обширные подводные научные исследования из всех когда-либо проводившихся до сих пор были осуществлены по программе Тектайт, стоившей 2,5 млн. дол. В соответствии с этой программой четверо ученых-водолазов жили в двухсекционном подводном жилище на глубине 14 м в районе Сен-Томаса в течение 60 дней. Геологом-водолазом в этой группе был д-р Клифтон из американской морской лаборатории геологических исследований. В течение тех 434 часов, которые группа провела в подводных вылазках вне жилища,‘Клифтон составил полевую карту окрестного района и провел эксперименты по определению характера и степени переработки донных осадочных пород морскими организмами. Остальные геологи-водолазы выполняли исследования геологических конгломератов, состоявших из камешков округлой формы, скрепленных веществом, напоминающим глину. Одновременно другие ученые, работающие на поверхности, также проводили различные геологические ис-спедования Сопоставление всех полученных данных показало, что в свое время уровень моря был ниже, чем в настоящий

Промышленные подводные геологические исследования. Геологические изыскания под водой никоим образом не ограничиваются деятельностью по программам финансируемым учебными заведениями или правительством. Получение информации геологами-водолазами включается во многие промышленные океанографические исследования. Ричард Гринбаум, президент компании «Эплайд оушеногрэфикс» (Сан-Диего), считает что на средних глубинах геолог-водолаз способен дать наиболее надежную информацию о морском дне. Самым характерным видом работ, выполняемым геологами-водолазами для этой компании, является изучение естественных и искусственных препятствий, оказывающих влияние на перемещение песка в прибрежной‘зоне. Под действием волн вдоль большинства прибрежных районов происходит естественная сезонная миграция песка. Зимой штормы и более высокий и сильный прибой заставляют песок перемещаться дальше от берега. Естественное строение некоторых участков морского дна, например подводные каньоны, способствует соскальзыванию песка в более глубоководные области, гдё он навсегда теряется. До тех пор пока человек не вмешивался в естественные процессы береговой зоны и в деятельность источников, восполняющих запасы песка, исчезнувший песок заменялся новым, непрерывно приносимым реками и потоками. На сегодняшний день большая часть этих источников пополнения запасов песка исчезла вследствие загрязнения окружающей среды, строительства плотин и другой деятельности, свойственной развитию цивилизации. В итоге происходит непрерывная эрозия наших пляжей и берегов. Как утверждает Гринбаум, в прибрежной зоне на глубине 15—18 м находятся большие залежи песка, который, по его мнению, необходимо поднять, чтобы засыпать им пляжи. Эта идея возникла в результате подводных геологических исследований вблизи береговой черты, и, принимая во внимание высокую стоимость земли в зоне пляжей, можно ожидать ее осуществления в течение будущего десятилетия.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru