Дыхательный аппарат (акваланг) АВМ-1М

Дыхательный аппарат (акваланг) АВМ-1М является подводным автономным воздушным аппаратом, работающим по открытой схеме дыхания. Аппарат предназначен для дыхания при плавании и выполнении работ под водой на глубинах до 40 м.

Соотношение веса и объема аппарата АВМ-1М, определяющее плавучесть, дает возможность удерживаться на поверхности или плавать под водой без особых усилий.

Основными частями аппарата ABM 1M (рис 42, а) являются следующие: баллоны с вентилем, дыхательный автомат, мундштучная коробка с трубками вдоха и выдоха, оголовье, указатель минимального давления с манометром, зарядный штуцер, комплект ремней, хомуты и пенопластовая вставка. Дыхательный автомат, баллоны и указатель минимально давления с манометром соединены системой трубок высокого давления.

Два баллона аппарата имеют емкость по 7 л и рассчитаны на рабочее давление 150 ат. Баллоны скреплены между собой хомутами, к которым прикреплены плечевые ремни, поясной ремень и нижний ремень.

Рис. 42. Подводные воздушные а-типа АВМ-Ш; б – типа „Подводник-1- (АВМ-1);

Пенопластовая вставка, находящаяся между баллонами аппарата, служит для увеличения плавучести аппарата в целом при плавании под водой и на поверхности.

Баллоны соединены общим трубопроводом с одним вентилем посередине.

Вентиль аппарата (рис. 43) отличается от вентиля типа КВМ-200 лишь конструкцией корпуса.

Духа к дыхательному автомату и указателю минимального давления с манометром осуществляется поворотом маховичка против часовой стрелки. При повороте этого маховичка вращается шпиндель 6, который через сухарик 2 вращает клапан 3 с фторопластовой вставкой. Клапан, находтсь в резьбе корпуса 4, яходит от седла и открывает доступ воздуха из баллонов. . В штуцере 5, от которого идет трубопровод к зарядному штуцеру и указателю минимального давления с манометром, может быть установлен сетчатый фильтр, предохраняющий от попадания посторонних частиц в «ь стему аппарата при зарядке.

Рис. 43. Вентиль аппарата типа АВМ-1М.

При повороте маховичка по часовой стрелке вентиль закрывает поступление воздуха из баллонов.

Дыхательный автомат аппарата АВМ-1М (рис. 44) является автоматом с двухступенчатым редуцированием воздуха. Состоит дыхательный автомат из четырех основных узлов: редуктора, клапана второй ступени, корпуса и мембраны с крышкой.

Редуктор автомата по конструкции является рычажным прямого действия. Предназначен редуктор для понижения давления воздуха, поступающего из баллонов к дыхательному автомату, со 150—200 до 5—7 ат. Корпус редуктора, изготовленный из латуни, крепится к нижней плоскости корпуса автомата заклепками с последующей пропайкой. В редукторе расположены: входной штуцер с фильтром, соединяющий редуктор с вентилем; клапан высокого давления (с фторопластовой вставкой и винтом), находящийся в расточке корпуса седла 27; предохранительный клапан; резиновая диафрагма, закрепленная гайкой 9 в расточке корпуса редуктора и отделяющая полость редуктора А от полости Б дыхательного автомата; двуплечий рычаг, соединенный осями с тягой 19 и кронштейном; толкатель с пружиной и регулировочной гайкой 32.

К корпусу редуктора крепится корпус клапана второй ступени, второй конец которого закреплен в нижней плоскости корпуса дыхательного автомата. Клапан своей тягой направляется отверстием клапанной втулки и поджимается к седлу пружиной. Степень поджатия пружины регулируется гайкой.

Корпус дыхательного автомата выполняется штампованным из латуни. В полости корпуса на стойках шарнирно установлены рычаги. Регулировочный винт с контргайками, размещенный на рычаге своей головкой упирается в торец тяги клапана.

В верхней части корпуса дыхательного автомата помещается мембрана, образующая герметичную камеру вдоха Б.

Рис. 44. Дыхательный автомат аппарата типа АВМ-1М.

Мембрана закрепляется между торцами корпуса и крышки с помощью шести латунных скобок, располагаемых по окружности на равном расстоянии друг от друга. Мембрана изготовляется из тонкой эластичной резины и имеет жесткий центр из тонкой листовой латуни или анодированного алюминия.

Крышка дыхательного автомата штампованная. Она имеет отверстия, через которые под крышку при погружении поступает вода. В крышку вмонтирован штуцер, к которому изнутри крепится резиновый лепестковый клапан, а снаружи — трубка выдоха, идущая от мундштучной коробки с загубником. Ограничительная пластина предотвращает перегиб лепесткового клапана и воздействие его на мембрану.

Работа дыхательного автомата предусматривает взаимодействие двух его ступеней. После открытия вентилей баллонов воздух высокого давления поступает по трубопроводу через штуцер и сетчатый фильтр к клапану. Под действием силы давления воздуха клапан отходит от седла, поднимаясь на величину зазора между торцом винта-толкателя клапана и плечом М рычага, и воздух начинает поступать в камеру А редуктора. По мере поступления воздуха давление его в камере А возрастает. Диафрагма редуктора начинает прогибаться вверх, преодолевая противодавление воздуха в камере вдоха Б, которое равно давлению окружающей среды, и силу действия пружины, так как, прогибаясь, диафрагма перемещает за собой тягу. Тяга, в свою очередь, поворачивает вокруг оси кронштейна 6 по часовой стрелке рычаг, плечо М которого ограничивает ход клапана.

Когда давление воздуха в полости А редуктора достигнет определенной величины, рычаг своим плечом М через винт-толкатель прижмет клапан к седлу, и поступление воздуха в полость А редуктора прекратится.

Таким образом, величина давления в камере А редуктора определится силой действия пружины на рычаг (связанного через тягу с диафрагмой) и давлением в камере вдоха Б. Если давление в камере вдоха равно атмосферному, то величина давления в камере редуктора определится лишь силой пружины. Это давление принимается равным 5—7 ати и называется установочным. Регулировка установочного давления осуществляется изменением степени сжатия пружины с помощью регулировочной гайки.

Величина установочного давления (5—7 ати) определена путем расчета из условия обеспечения подачи необходимого для дыхания воздуха в количестве 150 л/мин на глубине 40 м. Следует отметить, что величина установочного давления, представляющая собой разность величин абсолютных давлений в камере А редуктора и в камере Б вдоха, является постоянной, зависит только от регулировки величины усилия пружины и не зависит от глубины погружения. Абсолютные же давления в камерах редуктора и вдоха возрастают по мере погружения. Так, на глубине 40 м абсолютное давление в камере Б будет равно 5 ата (1 атм+4 ати), а в камере Л редуктора при установочном давлении 6 ати оно составит 11 ата.

Работа второй ступени автомата начинается при вдохе, который выполняется из камеры вдоха Б. В момент начала вдоха усилием легких в камере Б создается разрежение, и мембрана прогибается внутрь, воздействуя своим жестким центром на рычаг. Последний действует на рычаг, который винтом через тягу отмоет клапан . Воздух из полости А начнет поступать в Б и далее на вдох. Давление в камере А редуктора понизится. Пружина повернет рычаг против часовой стрелки, переместив тягу вниз. Плечо М рычага повернется вверх, что позволит клапану отойти от седла. Воздух из баллонов при этом будет через полость редуктора поступать на вдох.

После окончания вдоха воздух, поступая в полость, выравнивает давление в полости с давлением окружающей среды, а мембрана и рычаги возвращаются в исходное нейтральное положение. Действием пружины клапан закрывается. В полости А редуктора также устанавливается равновесное положение, при котором клапан закрывает седло. При очередном вдохе цикл работы дыхательного автомата повторяется.

Выдох осуществляется через лепестковый клапан, расположенный в крышке дыхательного автомата.

Предохранительный клапан предназначен для предотвращения разрыва диафрагмы в случае повышения давления в камере редуктора свыше 10—17 ат, что предупреждает попадание сжатого воздуха высокого давления в камеру вдоха Б. Величина срабатывания клапана определяется степенью сжатия пружины, регулируемой с помощью гайки. Срабатывание клапана под водой является тревожным сигналом, при котором следует немедленно подниматься на поверхность для выяснения причин повышения давления воздуха в камере редуктора.

Мундштучная коробка с загубником (см. рис. 41,6) соединяет гофрированные трубки вдоха и выдоха, подключенные к дыхательному автомату. Мундштучная коробка аппарата АВМ-1М выполнена простой бесклапанной. Имеющееся резиновое оголовье предохраняет при погружениях от случайного выпадения загубника изо рта подводного пловца. Длина лямок оголовья регулируется. При использовании аппарата с гидрокостюмами мундштучная коробка заменяется специальным штуцером-тройником.

Указатель минимального давления с манометром (рис. 45) предназначен для контроля запаса воздуха в баллонах и для сигнализации о необходимости подъема на поверхность при минимально допустимом запасе воздуха в баллонах, определяемом давлением 30 ат.

Рис. 45. Указатель минимального давления и манометр аппаратов типов АВМ-Щ и АВМ-1,

Указатель минимального давления крепится к тройнику и состоит из мембраны, корпуса, стопорного штока с пружиной и регулирующей гайкой 3, соединительной гайки, штока указателя с кнопкой, корпуса указателя, пружины указателя и направляющей гайки.

К отводам тройника крепятся угловой штуцер с манометром и гибкий шланг, соединяющий указатель и манометр с корпусом зарядного штуцера аппарата. Указатель и манометр с гибким шлангом крепятся к левому плечевому ремню с помощью держателя.

Перед открытием вентиля баллонов указатель минимального давления взводится. Для этого необходимо нажать на кнопку штока указателя и утопить его, сжав, таким образом, пружину. Бхли открыть теперь вентиль, то воздух высокого давления, поступая к указателю, воздействует на мембрану. Мембрана переместит стопорный шток, который зафиксирует шток указателя в утопленном положении.

Когда основной запас воздуха в баллонах аппарата будет израсходован и давление его в баллонах достигнет величины, соответствующей срабатыванию указателя, стопорный шток под действием пружины переместится, преодолев сопротивление мембраны. Шток указателя под действием пружины 6 приходит в исходное положение, ударяя по гайке. Звук удара слышен под водой и является сигналом к выходу на поверхность. Срабатывание указателя может быть также определено на ощупь.

Давление срабатывания указателя у аппарата АВМ-1М принято 30 ат. Регулируется это давление с помощью гайки, действующей через пружину на стопорный шток.

Манометр аппарата АВМ-1М механического типа. Показывающим элементом манометра является диск с тремя секторами, покрытыми светящимся составом, перемещающийся относительно неподвижного диска с тремя секторными окнами. Цена одного деления манометра равна 50 ати. Сектор, соответствующий давлению 30 ати, отмечен более широкой, чем остальные деления, полоской светящегося состава. Манометр снабжен предохранительным клапаном, который срабатывает при прорыве воздуха высокого давления в корпус манометра, предотвращая его повреждение.

Рис. 46. Зарядный штуцер аппаратов типов АВМ-1М и АВМ-1.

Зарядный штуцер аппарата АВМ-1 (рис. 46) служит для присоединения аппарата к компрессору при зарядке баллонов воздухом. Зарядный штуцер укрепляется на верхнем хомуте и состоит из корпуса, невозвратного клапана с пружиной, седла клапана, сетчатого фильтра, переходника и заглушки с прокладкой и цепочкой. К корпусу зарядного штуцера с одной стороны присоединяется трубопровод от вентиля баллонов аппарата, а с другой — гибкий шланг указателя минимального давления. В конструкции зарядного штуцера аппарата АВМ-1 М отсутствует невозвратный клапан.

Опубликовано:
14.12.09


Категория -

 

Комментирование этой статьи закрыто.

 
     

© Ilovediving.ru