Водолазы американских ВМС

В течение многих лет американские ВМС были главной движущей силой в развитии водолазного дела, лидером в подводных исследованиях и источником кадров для большинства подводных мероприятий. Но к 1971 г. эти позиции оказались утраченными, частично сознательно, частично из-за системы’ организации водолазного дела. Однако утрата ведущего положения в развитии пЬдводной деятельности не относится к военным подводным операциям. В отличие от водолазных промышленно-технических работ, в процессе выполнения которых каждое новое расширение возможностей представляет собой значительный шаг в освоении природных богатств Мирового океана, военное водолазное дело развивается в направлении обеспечения боевых операций и должно рассматриваться именно с этой точки зрения.

При оценке эффективности использования военных водолазов основное внимание следует обращать на их роль в системе ВМС. Главной задачей американских ВМС является оперативная поддержка политики США путем обеспечения морского могущества. Выполнение этой миссии возложено на надводные корабли, подводные лодки и авиацию. Тактическое значение водолазов в этих операциях, за исключением водолазов-саперов, занимающихся поисками и обезвреживанием мин, а также боевых пловцов, весьма незначительно, а стратегическое значение равно нулю. Поскольку тактическая и стратегическая роль является решающим фактором, принимаемым во внимание при распределении бюджетных ассигнований, исследования, направленные на техническое совершенствование водолазного дела, всегда финансируются в последнюю очередь. Единственное исключение составляет, пожалуй, программа Силаб.

В 1968 г. на Первой международной конференции по военно-морским подводным работам капитан Уиллард Сёрл, занимавший в то время пост инспектора спасательной службы американских ВМС, обратился к собравшимся с заключительным словом, в котором нарисовал наглядную картину прежних достижений водолазов американских ВМС:

«В 1917 г. в Гонолулу, на Гавайях, мы потеряли подводную лодку F4. Она легла на грунт на глубине 96 м. В то время у нас был небольшой экспериментальный подводный отряд, действовавший в Нью-Йорке и базировавшийся на военно-морской верфи в Бруклине. Эти ребята, которых возглавлял артиллерист по имени Стиллсон, всерьез хотели внедрить в США теорию погружений Холдейна 1 и снаряжение Зибе—Гормана2. Они объездили многие страны и закупили один-два комплекта водолазного снаряжения всех видов, какие только могли разыскать, затем построили декомпрессионную камеру и приступили к погружениям. Это были первые экспериментальные подводные погружения, выполненные в нашей стране3.

Итак, подводная лодка затонула, она была найдена и для спасательных операций понадобились водолазы. Стиллсон с четырьмя другими водолазами и врачом спешно пересекли страну на поезде и пересели на крейсер, который на всех парах помчался в Гонолулу. Там они опустились под воду на глубину 96 м, что было мировым рекордом погружения с использова-] нием для дыхания воздуха. Это было такое погружение, которое мы не хотели бы повторить сегодня. Они проделали великолепную работу.

В середине 30-х годов мы экспериментировали с гелием. В 1939 г. затонула подводная лодка Скволэс и мы срочно перебросили к месту аварии оборудование для погружений с ге-лиево-кислородной смесью и команды водолазов из экспериментального водолазного отряда в Вашингтоне. При работах со Скволэс впервые была практически применена система погружений с гелиево-кислородной смесью.

В мае 1968 г. затонула подводная лодка Скорпион. Мы не знали, где это произошло. Имелись сообщения об обнаружении обломков в районе Азорских островов, но не в том месте, где они в конце концов были найдены. Здесь было много подводных скал, они находились на глубине 270—300 м. Мы поспешно взвесили все наши возможности исходя из предположения, что можем обнаружить лодку застрявшей на вершине скалы, собрали водолазное оборудование, наспех укомплектовали водолазные команды, вызвали военных врачей-физиологов и отправили всех людей и технику самолетами на Азорские острова. И мы действительно были подготовлены к осуществлению в случае необходимости погружений на глубину 300 м.

Суть заключается в том, что каждое новое достижение — первое глубоководное погружение, глубоководное погружение с применением гелиево-кислородной дыхательной смеси и, наконец, новое глубоководное погружение — было достижением вынужденным. Во всех этих случаях некая аварийная ситуация вынуждала нас выполнить работу прежде, чем мы были к ней готовы».

Выступление капитана Сёрла вскрывает основной характер водолазных работ в американских ВМС —это реакция на аварийную ситуацию. Возможно, суть проблемы заключается в психологии военно-морских стратегов и в их отношении к роли водолазов в операциях ВМС. Действительно, кому может прийти в голову мысль (тем более, уверенность), что корабль стоимостью в 100 млн. дол., рождающийся в данный момент на чертежной доске, будет когда-нибудь лежать на морском дне, ожидая чтобы спасательная команда водолазов подняла его на поверхность. Независимо от причин — психологических, тактических или стратегических —водолазному делу в американских ВМС стало уделяться должное внимание лишь в середине 60-х годов.

Изменение точки зрения не было продиктовано осознанием относительной важности проникновения человека в море, оно скорее явилось отражением всемирного интереса, проявляемого всеми государственными службами к вопросам использования ресурсов Мирового океана. Появились признаки того, что многие проекты, которые вынашивали в своих мечтах специалисты ВМС, посвятившие себя подводным работам, могут теперь воплотиться в реальность. Система спасения крупных объектов, эксперименты по проекту Силаб и многие другие быстро превратились из сформулированных на бумаге предложений в опытные образцы оборудования. За четыре года (1964—1968) ВМС затратили больше денег на исследования и разработки в области развития возможностей подводных погружений человека, чем было затрачено в предшествующие 40 лет. В результате этих усилий появились новые виды оборудования, новая информация и новые методы погружений, которые окажут свое влияние на развитие технологии выполнения подводных работ в течение следующего десятилетия. Однако изменения в распределении государственных ассигнований всегда носят непредсказуемый характер и в течение последних лет финансирование подводных мероприятий сократилось до такого уровня, который позволяет выполнять лишь минимальный объем намеченных по программе работ.

В 1970 г. капитан Юджин Митчелл, инспектор спасательной и водолазной службы, очень точно охарактеризовал отношение руководства ВМС к водолазному делу в своем интервью журналу «ДАТА»:

«Водолазное оборудование, которое используется в настоящее время в американских ВМС, несет на себе отпечаток многолетнего забвения. Мы привыкли быть первыми в водолазном деле, но в какой-то момент это наше положение было утеряно и несколько лет тому назад мы обнаружили, что промышленные водолазные компании превзошли ВМС как по качеству оборудования, так и по умению обращаться с ним. У нас есть удачная возможность для того, чтобы догнать их».

Организация подводных работ. Составной частью мероприятий по ликвидации отставания ВМС от промышленных фирм была разработка новых водолазных систем, новых методов погружений и новой организации подводной деятельности внутри ВМС. Характер подводных операций, проводимых под эгидой ВМС, меняется в довольно широких пределах, поэтому структура водолазных подразделений является сложной и неустановившейся. Начиная с 1969 г. вся подводная деятельность была так или иначе подчинена инспектору спасательной и водолазной службы. Дополнение «и водолазной» было введено в 1969 г. и, по крайней мере, придало подводной деятельности некоторые права гражданства, хотя и не повлекло за собой существенного улучшения финансирования.

Структура водолазных подразделений ВМС может быть рассмотрена как по горизонтали, согласно квалификации, необходимой для каждой должности, так и по вертикали, в соответствии с характером каждого данного вида подводной деятельности. Вертикальное деление является в достаточной степени условным и соответствует делению, принятому в ВМС других стран. Независимо от деления, принятого для подводной деятельности, всех водолазов американских ВМС наиболее логично разделить на рабочих водолазов и боевых. Рабочие водолазы выполняют спасательные работы, обслуживание и монтаж. Боевые водолазы занимаются подводными подрывными работами (подразделения водолазов-подрывников), обезвреживанием взрывчатых предметов, выполнением боевых операций в составе ударных групп «море—воздух—земля».

В штатах личного состава американских ВМС нет специальности «водолаз», поэтому все водолазы овладевают этой специальностью в дополнение к своей основной квалификации. На первый взгляд, это обстоятельство ставит профессионального военного водолаза в невыгодное положение. Если он в течение ряда лет занимает должность водолаза, то логично было бы предположить, что по уровню обучения и практическому опыту он далеко отстает от других специалистов, а это, в свою очередь, снижает возможности повышения в должности и в жаловании. Однако анализ учета продвижения по службе свидетельствует об обратном. Так, в подразделениях водолазов-подрывников продвижение осуществляется на 20% быстрее, чем в остальных частях ВМС. Командование ВМС также считает, что с точки зрения служебной карьеры такая система обладает еще одним важным преимуществом. Жесткие требования к физическому состоянию, особенно в подразделениях боевых водолазов, представляют собой постоянную угрозу отчисления из рядов водолазов. В случае отчисления по состоянию здоровья или при нежелании продолжать заниматься подводными работами военнослужащий может отказаться только от карьеры водолаза, но остаться в военно-морском флоте.

Рабочие водолазы делятся на глубоководных и водолазов, ,рптьз\‘ющих автономные дыхательные аппараты. Обе эти т/ппы проходят начальное обучение по одной и той же про-пямме Однако общий курс обучения водолазов второй группы Рачительно короче, и после его окончания водолаз возвращайся к месту прохождения службы в соответствии со своей основной технической специальностью. Подводные работы, осуществляемые таким водолазом в обеспечение проводимых флотом операций по своему характеру аналогичны работам, выполняемым его коллегами в ВМС других стран. Они заключаются, как правило, в обследовании подводной части корпусов кораблей и в выполнении различных несложных операций, например очистки гребных винтов и текущего технического обслуживания.

Обучение глубоководных водолазов осуществляется исходя из задачи сделать их высококвалифицированными подводными техническими специалистами, другими словами,—профессиональными водолазами. В течение всего срока службы такого водолаза ему предоставляется возможность продвижения по службе путем дальнейшего совершенствования своей квалификации специалиста по подводным работам. Уровень квалификации определяется присвоением одного из следующих разрядов: водолаз 2-го класса, водолаз 1-го класса и мастер-водолаз. Для получения каждого из этих разрядов необходимо пройти специальный курс обучения в водолазной школе ВМС, приобрести практические навыки и успешно проработать в течение определенного промежутка времени. Основное содержание учебных программ, так же как и выполняемых на флоте подводных работ— это спасательные работы, но не такие, которые показывают в фильмах, где герой поднимает сундуки с золотыми дублонами, а настоящие спасательные работы — подъем затонувших или освобождение севших на мель судов. Трудно дать общую всеобъемлющую характеристику работ такого рода. Представление о задачах и роли водолазов можно получить из следующего описания типичной спасательной операции.

18 июля 1965 г. эскадренный миноносец радиолокационного дозора американских ВМС Фрэнк Нокс (DDR 742) шел со скоростью 16 уз в Южно-Китайском море, примерно в 180 милях южнее Гонконга. В 2 ч. 35 мин. он наскочил на риф Пратас кольцевой коралловый атолл с небольшим островом с западной стороны. Корпус корабля прочно застрял на рифе и к 3 ч 30 мин командир послал в эфир сигнал о помощи. Первыми прибыли к месту событий водолазы из подразделения водолазов-подрывников, находившиеся на близлежащем острове Пра-тас. После осмотра подводной части корабля они сообщили что корабль сидит на рифе от носа до миделя и, кроме того’ все лопасти гребных винтов обломаны или сильно погнуты Снят! корабль с рифа при помощи его собственных машин не уда’ лось и к 4 ч 00 мин была дана команда начать полный цикл спасательных работ силами ближайшей военно-морской базы в Сабик Бэй.

Во время посадки па мель никто из членов экипажа не пострадал, но из-за сильного прнбоя положение личного состава и самого корабля было признано опасным. Весь экипаж, кроме минимально необходимого числа людей, был эвакуирован. Корабль, построенный в 1945 г., был оснащен самым современным электронным оборудованием и новейшими радиолокационными установками. Стоимость одного только’ боевого информационного поста превышала 15 млн. дол. Было высказано предположение, что при правильной организации буксировки корабль можно снять с рифа. Через 24 ч после прибытия первого спасательного судна’ ВМС Грэппль операция была начата. Обследование, выполненное водолазами Грэппля, подтвердило полученные ранее сведения: корпус корабля прочно засел на твердом, гладком коралловом рифе, изрезанном поперечными расселинами с острыми краями. В течение нескольких после! дующих дней предпринимались попытки снять корабль с мели при помощи обычных методов, применяемых в подобных случаях, однако эти попытки успеха не имели. К месту аварии прибыли другие суда, были применены новые способы буксировки с использованием совместных усилий всех судов, но все было напрасно. Между тем погода ухудшалась, а прогнозы предсказывали прохождение в этом районе тайфуна. Сильный прибой делал невозможными погружения под воду со стороны борта корабля, обращенного к морю.

Ожидавшийся шторм наступил. Он вынудил временно прервать спасательные операции и эвакуировать спасателей из района катастрофы. Волны высотой до 3,5 м разбивались об атолл и застрявший на нем корабль. К 22 июля шторм утих, но сильное волнение и прибой все еще делали погружения со стороны обращенного к морю борта корабля небезопасными. Водолазы были посланы в затопленные отсеки корабля, чтобы произвести дальнейшее обследование и попытаться заделать отверстия в помещениях машинного отделения. Им удалось перекрыть все имевшие течь магистрали забортной воды и добиться некоторого успеха в заделке небольших отверстий, образовавшихся в корпусе после выпадения заклепок при посадке на мель и в результате ударов волн. Новые попытки стащить корабль с рифа, теперь уже совместными усилиями пяти спасательных судов, по-прежнему были безуспешными.

К концу июля состояние моря улучшилось настолько, что можно было предпринять погружения со стороны обращенного к морю борта корабля. Начались подводные работы по заделке пробоин в корпусе корабля с использованием пластырей и крепежного материала. Кроме того, водолазы предприняли попытки подорвать грунт под корпусом корабля с целью уменьшения сопротивления при следующих попытках стащить его. Используя пластиковые взрывчатые заряды, они сумели пасчистить большие участки под кораблем, разрушив коралл в тех местах, где он или удерживал корабль, или угрожал пропороть корпус при его движении. Поскольку попытки заделать коопус при помощи наложения наружных пластырей и цементи

рования изнутри не дали положительных результатов, было принято решение использовать в поврежденных отсеках —в качестве герметизирующего и обеспечивающего дополнительную плавучесть вещества — самовспенивающийся полиуретан. Для заполнения поврежденных отсеков этим материалом внутрь затопленной части корпуса были посланы водолазы. Это был первый серьезный случай использования спасательной командой американских ВМС самовспенивающегося полиуретана, и он оказался весьма поучительным.

Применение полиуретана, подрыв кораллового рифа и увеличение буксирных средств привели в конце концов к положительному результату. Ранним утром 24 августа Фрэнк Нокс был снят с мели и благополучно отбуксирован в японский порт Иокосука.

Несмотря на то что глубоководные водолазы ВМС обычно используются на более прозаических работах, чем спасение корабля от неизбежной гибели, все же описанные выше действия являются типичными при спасательных работах. Водолаз должен обладать хорошими навыками выполнения подводного монтажа, применения взрывчатых веществ, подводной сварки и резки. А главное, он должен обладать способностью принимать верные решения при встрече под водой с неожиданными и незнакомыми ситуациями.

Ближайшей задачей дальнейшего развития подводных работ в ВМС является увеличение предела рабочих глубин до 300 м. Необходимость использования водолазов на больших глубинах в последующие пять лет представляется весьма сомнительной.

Задача увеличения рабочей глубины до 300 м потребовала введения новой системы обучения водолазов и создания новых методов работы под водой. Признание необходимости применения специальных методов выполнения погружений расширило классификацию водолазов, обогатив ее двумя новыми терминами: «водолаз, работающий в состоянии насыщенности» и «акванавт». Эти два термина используются в настоящее время только при исследованиях и пробных погружениях, осуществляемых водолазами ВМС, но по мере того как метод выполнения подводных работ в состоянии насыщенности будет находить все большее распространение в военно-морском флоте специальность водолаза, работающего в состоянии насыщенности станет обычной рабочей специальностью. Специальность «акванавт» была впервые введена для выделения категории водолазов, участвующих в выполнении связанных с большим риском экспериментальных подводных программ, таких, как Силаб.

Вероятно, акванавты никогда не будут широко использоваться в обычных операциях ВМС.

Боевые подводные операции. Боевые пловцы, действующие в составе ВМС, выполняют множество подводных операций, часть которых соответствует работам, выполняемым боевыми водолазами ВМС других стран, а часть является специфической для операций американских ВМС. Задачи, стоящие перед этими пловцами, могут носить как оборонительный, так и наступательный характер. Водолаз из отряда по перевозке, размещению и обезвреживанию взрывчатых боеприпасов выполняет чисто оборонительные функции, в то время как боевые пловцы из подразделения водолазов-подрывников и из ударных групп «море—воздух—земля» участвуют в основном в наступательных действиях.

Водолазы ВМС из отряда по перевозке, размещению и обезвреживанию взрывчатых боеприпасов выполняют те же задачи, что и водолазы-саперы ВМС других стран. Их основные функции состоят в обнаружении, опознании и обезвреживании всех неприятельских взрывчатых устройств, находящихся в оперативных районах ВМС. Для водолазов этого отряда погружение служит лишь способом прибытия к месту работы. В их снаряжение входит автономный дыхательный аппарат особой конструкции, а наиболее распространенным занятием является обезвреживание мин. Устройство и принцип действия современных мин требуют применения для такой работы специально сконструированного оборудования. Почти каждая модель стандартного подводного дыхательного аппарата обладает собственной магнитной и акустической характеристикой, т. е. шум, возникающий при работе аппарата, и возмущения окружающего магнитного поля, вызываемые его присутствием, являются поддающимися определению признаками, и, следовательно, эти характеристики аппаратов вполне могут быть использованы для подрыва взрывчатых устройств путем настройки чувствительных элементов детонаторов на их определенные значения. В связи с этим снаряжение водолазов, занимающихся обезвреживанием взрывчатых устройств под водой, сконструировано таким образом, чтобы интенсивность исходящего от него в окружающую среду звука была того же порядка, что и у обычного шума моря; все металлические части аппарата изготовлены из цветных металлов для обеспечения минимального возмущения магнитного поля.

Успешная работа водолазов рассматриваемой категории зависит как от оборудования (основными элементами которого являются система жизнеобеспечения с замкнутым или полузамкнутым циклом дыхания и ручной гидролокатор), так и от высокого уровня технических знаний и опыта в обращении “со взрывчатыми устройствами, а также от неисчерпаемого запаса хладнокровия.

Методы использования этих водолазов меняются в зависимости от вида операций. Большинство таких операций носит rvrv6o специальный характер, однако наиболее типичным примером действий водолазов может служить обезвреживание затепленной мины. Команда водолазов размещается на корабле типа тральщика. Для обнаружения находящихся под водой предметов используется корабельный гидролокатор. При установлении контакта с подозрительным объектом три водолаза переходят с корабля в небольшую шлюпку, обычно надувную, снабженную подвесным двигателем малой шумности. Шлюпка направляется в зону установления контакта с подводным объектом, ‘руководствуясь указаниями, получаемыми с тральщика. После этого команда водолазов входит в воду и подплывает к объекту для его опознания и классификации. В зависимости от типа устройства выбирается метод его обезвреживания. Обычно в арсенале водолазов имеется ряд способов обезвреживания подобных объектов, в том числе и применяемое довольно редко разряжение устройства на месте под водой или укрепление на обнаруженном устройстве взрывного заряда замедленного действия и его подрыв после удаления всех людей на безопасное расстояние. Независимо от применяемого метода обезвреживания, между водолазами и противником все время происходит «война умов»: водолазы стараются опознать взрывоопасный предмет и найти способ его обезвреживания, а противник стремится разработать такие устройства, попытка обезвреживания которых приводила бы к взрыву и гибели занятых обезвреживанием людей.

В самых старинных литературных источниках водолазов называют боевыми пловцами. В древних морских сражениях их действия часто оказывались решающими в деле достижения победы. Однако в какой-то период военно-морские стратеги пришли к заключению, что такие методы никогда не смогут принести успеха в борьбе против быстроходных и мощных современных военных кораблей. Эта концепция оставалась неизменной в течение всего периода эволюции боевых кораблей от фрегатов с прямым парусным вооружением до линкоров, вооруженных 16-дюймовыми орудиями.

Сегодня, когда один корабль обладает огневой мощью всех военных флотов прошлых столетий, боевые пловцы нашли свое подлинное место в системе ВМС. Скрытое уничтожение кораблей противника не является больше их главной задачей, однако в настоящее время все военно-морские теоретики признают не только тот факт, что боевые пловцы представляют собой грозную атакующую силу, но также и то, что вода является идеальной средой для скрытой переброски небольших наступательных групп.

Приоритет использования боевых пловцов в современных военно-морских операциях принадлежит итальянцам. В ходе второй мировой войны они совершили несколько ошеломляющих и совершенно неожиданных нападений на корабли английского флота в Средиземном море и произвели в нем большие опустошения. Многие приемы, разработанные в то время s в итальянских ВМС в связи с операциями боевых пловцов, используются и по сей день. К ним, в частности, относится до-ставка пловцов в зону проведения операции специальными подводными аппаратами, что существенно увеличивает радиус их действия. В английских и американских ВМС боевые пловцы появились лишь после того, как разведка в конце концов выяснила, что происходило с английскими кораблями в Средиземном море. Боевые пловцы американских ВМС впервые приняли участие в военных действиях в конце второй мировой войны. Их первые успехи подробно описаны одним из участников этих операций, коммандером Файном, в его книге «Обнаженные воины».

Все боевые пловцы американских ВМС в настоящее время объединены в составе специальной военно-морской боевой группы. Помимо координации действий пловцов эта группа осуществляет испытания, оценку и разработку нового оборудования и тактических методов проведения операций. Из четырех подразделений, находящихся в составе группы, два — подразделение водолазов-подрывников и ударный отряд «море—воздух— земля» — являются подразделениями боевых пловцов. Два других— береговые водолазы и подразделение обеспечения кораблей— связаны с прибрежными и десантными операциями.

Сформирование подразделения водолазов-подрывников — это результат дальнейшего развития отрядов водолазов, впервые появившихся в годы второй мировой войны. Однако по организации, оснащению и тактическим приемам они имеют весьма мало общего с отрядами подводных пловцов-подрывников, принимавших участие во вторжении на побережье Нормандии. Действующие в настоящее время пять подразделений водолазов-подрывников— это-команды 21 и 22, базирующиеся в Литл-Крик, штат Виргиния, и команды 11, 12 и 13, базирующиеся в Коронадо, штат Калифорния. Каждая команда имеет свои помещения для 100 человек рядового и старшинского состава и 15 офицеров. Команда разделена на четыре взвода, по 25 человек в каждом, не считая офицеров. Команды, базирующиеся в Литл-Крик, приписаны к Атлантическому флоту, а команды, базирующиеся в Коронадо, — к Тихоокеанскому.

Основной задачей команд водолазов-подрывников является не проведение боевых операций, а разведка (рис. 30). Они тесно взаимодействуют с десантными силами ВМС и при проведении совместных операций находятся в подчинении командира соответствующего десантного подразделения. Водолазы-подрывники в таких операциях главным образом несут ответственность за проверку пригодности того или иного участка побережья для

высадки десанта, за обеспечение необходимых гидрографических сведений о районе проведения операции и за расчистку участков берега, намеченных для_высадки десанта, от естественных и искусственных препятствий.

Для тех кто не имеет представления о чрезвычайной ограниченности информации, касающейся мелководной части континентального шельфа во всем мире, эта задача может показаться весьма несложной — такой, которую легко решить при помощи соответствующих карт. Но, к сожалению, даже самые лучшие гидрографические карты не являются достаточно точными для участков с глубинами, наиболее важными для десантных операций, —от 6 м до береговой черты. Поэтому перед высадкой десанта необходимо производить тщательное обследование берега на участке высадки, а поскольку обычно этот участок находится в руках противника, обследование надлежит вести скрытно.

Как только будет намечен район предполагаемой высадки десанта, первой задачей команд водолазов-подрывников станет определение возможности выполнения намеченной операции в выбранном районе. Начальный этап решения этой задачи носит название «изучение пригодности берега» и заключается в общем обследовании береговых участков с целью выяснения возможности приближения к этим участкам десантных сил. Обычно для этого совершается несколько рейсов параллельно берегу на надувной резиновой лодке с подвесным двигателем, в течение которых производятся промеры глубин эхолотом. Показания эхолота в сочетании с результатами визуальных наблюдений, выполненных в процессе такого патрулирования, служат основой для принятия решения о целесообразности, дальнейшей разведки. Если принято решение о выполнении более детального обследования берега, то эта операция поручается одному или нескольким взводам водолазов. В свете современных способов ведения боевых операций описываемые методы обследования берега весьма примитивны. Но таковы уж условия работы на море что именно грубые, примитивные методы и системы часто являются наиболее надежными и успешными.

Рис. 30. Пловцы из команды водолазов-подрывников выполняют разведывательные операции и очищают прибрежную полосу для высадки десанта.

Личный состав взвода, производящего обследование, выстраивается вдоль 6-метровой изобаты. Водолазы располагаются на расстоянии 23 м друг от друга, каждый из них снабжается ручным лотом и специальной доской для ведения записей. Затем водолазы плывут к берегу, регистрируя все существенные особенности морского дна и результаты периодических промеров глубины. Итогом такого обследования является получение серии отличающихся высокой точностью характеристик морского дна и данных об изменении глубины, начиная с 6 м и до береговой черты с интервалом в 23 м. Полученные сведения можно обработать с учетом данных о приливах, чтобы получить подробный прогноз возможного состояния водной поверхности и правильно выбрать проходы для приближения к берегу. Если позволяют условия, то команда разведчиков выходит на берег и собирает сведения о примыкающих к береговой черте участках суши.

Наиболее часто описанные выше гидрографические обследования выполняются пловцами в дневное время суток. Но, разумеется, это не всегда возможно, поэтому были разработаны иные методы обследования, с помощью подводных пловцов, использующих для дыхания автономные аппараты. Водолазы-подрывники при выполнении операций пользуются автономными дыхательными аппаратами трех основных типов: стандартными воздушными аквалангами с открытым циклом дыхания, аппаратами полузамкнутого цикла дыхания на искусственных газовых смесях (типа МК-6) и кислородными аппаратами замкнутого цикла. Выбор аппарата зависит от характера операции и способа доставки водолазов к месту действия.

Характер обучения боевых пловцов зависит также и, от способа их доставки в район операции. Наиболее распространенный метод доставки водолазов —на корабле, затем — на каком-либо небольшом судне. Если необходимы более скрытые способы, то водолазов доставляют на борту подводной лодки. Однако вряд ли кто-либо из командиров согласится подвести свою лодку, к берегу ближе 36-метровой отметки глубины, поэтому в подобных случаях водолазам приходится покидать «транспортное средство» па значительном удалении от берега и довольно долго добираться вплавь до района своих действий. Самым эффективным, но очень редко применяемым методом доставки водолазов к месту проведения операции является сбрасывание их с парашютом. Тем не менее водолазы-подрывники обучаются приводнению в полном водолазном снаряжении после прыжков с парашютом как с большой, так и с малой высоты.

Наиболее современный и практичный метод доставки водолазов— переброска на вертолетах. Почти все люди в большинстве стран мира могли видеть операции по подъему из воды капсул американских космических кораблей. При тренировках вертолет зависает на малой высоте и пловцы прыгают с него.

Пловцы участвовавшие в подъеме из воды капсул космических кораблей Аполлон, принадлежали к отряду водолазов-подводником корейской войны водолазы-подрывники занимались разведкой береговой зоны, подрывом препятствий с целью расчистки путей для высадки морского десанта, а также вели различные подрывные работы в районах, примыкающих к береговой черте. Участие водолазов-подрывников в военных действиях во Вьетнаме способствовало повышению их боеспособности. Особые методы ведения боевых действии. Термин «особые методы ведения боевых действий» является сравнительно новым. Он относится главным образом к неклассическим-военно-морским операциям, т. е. к таким видам действий, которые невозможно осуществлять, маневрируя кораблями и самолетами так, как предписывают уставы и наставления. Несколько лет назад подобные боевые действия назывались «необычными боевыми действиями». Но эти необычные действия стали теперь настолько обычными, что привели к коренным изменениям в тактике проведения военно-морских операций в прибрежных районах. Так, во Вьетнаме часть подразделений из «флота голубой воды» превратилась во «флот бурой воды». В последние годы боевым операциям на реках уделялось большое внимание. Этот новый вид операций во многом изменил тактику подразделений водолазов-подрывников и потребовал от них выполнения новых функций. Их основными задачами по-прежнему оставались разведка и ликвидация препятствий для судоходства, но, после того как арена борьбы перемещалась из морской прибрежной зоны на внутренние водоемы, методы выполнения операций коренным образом изменялись. В настоящее время уделяется больше внимания таким задачам, как открытые нападения на блиндажи и другие фортификационные сооружения, возводимые по берегам рек. Для того чтобы реки и каналы были всегда свободны от естественных и искусственных препятствий, которые могли бы сделать невозможным или затруднить судоходство по ним, необходимо постоянное патрулирование. Короче говоря, изменившееся содержание боевых операций сделало водолаза-подрывника специалистом по наступательным действиям в районе береговой черты. Изменения в характере военных действий подразделений ВМС не только повлекли за собой изменения в их оперативных задачах, но и вызвали необходимость создания совершенно новых групп для выполнения этих задач.

1 января 1962 г. президент США Джон Кеннеди отдал распоряжение всем воинским частям обеспечить в определенных пределах возможности проведения «необычных» военных операций. Ответом ВМС на это распоряжение была организация ударных групп «море—воздух—земля»

Их основным назначением было проведение специальных военных операций в «водных условиях». Понятие «водные условия» имеет весьма широкий смысл, и в настоящее время под ним принято понимать реки, дельты рек, гавани и районы береговой черты. Операции могут носить как открытый, так и скрытый характер, но преобладают последние.

Эти отборные части, которым иллюстрированные журналы создали славу хладнокровных убийц, состоят из военных моряков, имеющих квалификацию водолазов-подрывников и обученных ведению боевых операций на суше. Опыт показал, что такие отряды обеспечивают наиболее эффективные и экономичные способы ведения антипартизанской борьбы путем использования малочисленных команд и совершенно необычной тактики, которая позволяет переносить боевые действия на территорию противника.

Члены групп «море—воздух—земля» не только тесно связаны с подразделениями водолазов-подрывников, но и отбираются из того же контингента. Когда отобранные кандидаты изъявляют желание служить в боевых частях специального назначения, они проходят обучение по основной программе водолазов-подрывников ударных групп «море—воздух—земля».’ В заключение 20-недельной программы часть курсантов зачис-” ляется в подразделения водолазов-подрывников, а часть — в группы «море—воздух—земля». Назначение зависит от личных склонностей и от успехов в процессе предварительного обучения. Курсанты, зачисленные в подразделения водолазов-подрывников, проходят дополнительный трехнедельный курс обучения прыжкам с парашютом, а затем направляются в действующую часть. Тех же, кто зачислен в группы «море—воздух— земля», ждет длительная и разносторонняя дополнительная подготовка по парашютному делу, оружию, штурманскому делу, по тактике ведения боевых действий небольшими группами, методам поиска противника, несению дозорной службы —в общем, полная подготовка по тактике ведения наземных боевых действий. Но, несмотря на эту дополнительную подготовку, член группы «море—воздух—земля» является водолазом обеспечения, т. е. боевым пловцом.

Деятельность водолазов в армии. Обычно военное использование водолазов отождествляется исключительно с их дея-телыюстыо в военно-морском флоте по это неверно. Второй по численности контингент водолазов США находится в распоряжении армии 1 Поскольку армия США владеет весьма большим «военно-морским флотом», в этом нет ничего удивительного. Основная задача армейских водолазных подразделении заключается в поддержке принадлежащего армии «флота», поэтому функции армейских водолазов мало отличаются от аналогичных функций водолазов ВМС. Помимо рабочих водолазов, в армии ив частях морской пехоты проходят обучение и используются специальные подразделения, для которых погружение и передвижение под водой являются способами прибытия к месту выполнения основных задач.

В первой половине 70-х годов погружения в военных целях будут по-прежнему занимать первое место среди других видов подводной деятельности. Фундаментальные физиологические исследования, проводимые военными, будут продолжать играть важную роль в освоении человеком Мирового океана. Однако сомнительно, что разрыв между успехами промышленных водолазных компаний и состоянием водолазного дела в военной области будет когда-либо ликвидирован.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru