Трубки вдоха и выдоха, мундштучные коробки

Трубки входа в акваланге предназначаются для подвода воздуха к мундштучной коробке с загубником. Трубка выдоха выводит воздух в воду после выдоха.

Большинство аквалангов с дыхательными автоматами, расположенными на баллонах, имеет как трубку вдоха, так и трубку выдоха. Наличие трубки выдоха в аквалангах этого типа объясняется необходимостью делать выдох с давлением меньшим, чем давление воды на грудную клетку пловца, и примерно равным давлению на мембрану дыхательного автомата. В отечественных аквалангах АВМ-1 и «Украина» клапан выдоха расположен на 15—20 мм ниже мембраны дыхательного автомата. Это обеспечивает немного большее давление на клапан, чем на мембрану автомата, и определяет незначительное сопротивление выдоху, равное в этом случае 15—20 мм вод. ст. Поскольку воздух для дыхания при размещении дыхательного автомата за спиной подается с давлением меньшим, чем давление воды на грудную клетку, выполнение выдоха в воду непосредственно через мундштучную коробку у рта потребовало бы значительно больших усилий.

В аквалангах, имеющих дыхательные автоматы, вторая ступень которых расположена в мундштучной коробке у загубника, обычно применяют только трубку вдоха. Эта трубка должна быть рассчитана на подачу по ней воздуха с давлением до 10—12 ат. Выдох в воду в этом случае производится через мундштучную коробку непосредственно у рта. Это не вызывает больших усилий, поскольку давление воды в области выдоха обычно равно или меньше давления воды на грудь пловца.

По конструкции трубки вдоха и выдоха бывают как гофрированные, так и гладкие. Гофрированные трубки (шланги) из-за наличия гофров имеют большие неиспользуемые объемы и повышенное сопротивление движению воздуха. Кроме того, они из-за эластичности и большой гибкости не позволяют устанавливать малые (15—20 мм вод. ст.) сопротивления открытию клапана в дыхательном автомате. Поэтому следует отдавать предпочтение гладким цилиндрическим недеформирующимся трубкам, имеющим значительные преимущества перед гофрированными. Такой трубкой, в частности, является трубка (шланг) типа КШ-10.

Мундштучная коробка (рис. 41) в общем случае предназначена для крепления к ней загубника и трубок вдоха и выдоха. Конструкция коробки должна позволять отсоединение загубника с подключением ее к штуцеру маски или легководолазного шлема, а также обеспечивать возможность быстрой замены трубок.

Некоторые конструкции мундштучных коробок (рис. 41, а) имеют специальный кран, при повороте которого рукояткой внутренняя полость коробки соединяется отверстием с атмосферой. С целью экономии сжатого воздуха перед погружением это часто делается, когда мундштучная коробка уже подсоединена к штуцеру маски или легководолазного шлема.

Приведенные конструкции мундштучных коробок очень просты и надежны в эксплуатации, но обладают серьезным недостатком, в результате которого при дыхании теряется много воздуха и ухудшается газообмен.

Поскольку трубки вдоха и выдоха свободно сообщаются между собой через полый корпус мундштучной коробки, свежая порция воздуха при вдохе из дыхательного автомата заполняет как трубку вдоха, так и трубку выдоха. При последующем выдохе вместе с выдыхаемым воздухом в воду выбрасывается и порция свежего воздуха, наполнявшая трубку выдоха ранее. Таким образом, за каждый выдох теряется воздух в объеме трубки выдоха.

Вредное влияние на газообмен оказывает свободное сообщение между трубками вдоха и выдоха. При выдохе часть воздуха, выдыхаемая человеком, попадает в дыхательный автомат и заполняет полости трубок вдоха и выдоха. Этот воздух, насыщенный углекислым газом, при последующем вдохе первым попадает снова в легкие и начинает участвовать в газообмене. Кислород свежего воздуха, поступающего следом, используется плохо. При больших объемах полостей трубок и дыхательного автомата и неглубоком дыхании поступление свежего воздуха вообще будет очень ограниченным.

Рис. 41. Мундштучные коробки: “аппарата типа .Украина”; 6 — аппаратов типов АВМ-1М и АВМ-1; в — клапаная коробка аппарата типа ИСА-М-48.

Все это вызывает ощущение недостатка воздуха, приводит к учащенному дыханию, к утомлению и к увеличенному расходу воздуха.

Конструкция мундштучной коробки с клапанами (рис. 41, в) предусматривает разделение между собой трубок вдоха и выдоха. При вдохе через загубник трубка выдоха клапаном выдоха полностью отключена от полости коробки 6 и воздухом не заполняется. При выдохе закрывается клапан вдоха, и выдыхаемый воздух полностью выбрасывается в воду, не попадая в трубку вдоха и дыхательный автомат.

Наличие клапанов в мундштучной коробке значительно сокращает расход воздуха и увеличивает время пребывания под водой. Так, для аквалангов типа АВМ-1 применение клапанных мундштучных коробок приводит к возрастанию этого времени почти на 9 мин., а для аквалангов типа «Украина» — на 5—6 мин.

Удобную конструкцию имеют мундштучные коробки, выполненные в сочетании с дыхательной трубкой (шнорхелем). Эти коробки имеют специальный переключатель, позволяющий при плавании по поверхности воды, не вынимая загубник изо рта, переходить от дыхания воздухом из баллонов акваланга на атмосферный воздух через дыхательную трубку, и наоборот.

Опубликовано:
14.12.09


Категория -

     

© Ilovediving.ru