Спуски в сложных условиях, действия в аварийных случаях

В практике могут быть случаи, когда спуски приходится проводить в сложных условиях: при сильном течении, при низкой температуре и наличии льда, в темное время суток и т. п.

Эти условия требуют принятия дополнительных мер безопасности и особенно хорошей организации погружений и ведения подводных работ.
К погружениям в сложных условиях допускаются только опытные подводные пловцы. Наличие хорошей связи (по возможности телефонной), страхующего и обеспечивающего является обязательным.

Спуски в сложных условиях организуются лишь в случае чрезвычайной необходимости и выполнять их со спортивными целями запрещается.
Спуски при сильном течении. При организации спусков при сильном течении прежде всего следует принять меры для обеспечения надежной стоянки плавсредства, с которого ведется погружение. Шлюпки, катера, боты необходимо устанавливать на двух якорях с таким расчетом, чтобы корма плавсредства находилась несколько выше места работ. Надежность стоянки плавсредства должна непрерывно контролироваться.

Для погружения подводного пловца на грунт необходимо использовать спусковой конец (с грузом до 70 кг), имеющий возле грунта ходовую оттяжку. Несмотря на наличие ходовой оттяжки (конца) возможны случаи, когда подводный пловец не сможет удержаться за него и будет выброшен течением на поверхность. Поэтому обеспечивающий должен быть при погружениях на течении особенно внимательным, должен удерживать сигнальный конец без излишней слабины, чтобы в случае необходимости быстро подтянуть подводного пловца к трапу или берегу.

Для более устойчивого положения пловца под водой следует надевать двойной комплект грузов. Плавательные комплекты снаряжения для погружений при течении не употребляются.

При подводных работах при скорости течения более 1,5 м/сек обязательно использование специального защиту ного устройства —щита, устанавливаемого выше по течению от места работ.

Спуски при низких температурах и при наличии льда. Низкие температуры воды и воздуха осложняют проведение спусков под воду, создавая возможность замерзания снаряжения и переохлаждения подводного пловца.

При спусках при низких температурах является крайне желательным наличие теплого помещения для одевания пловца в непосредственной близости возле места погружения, что позволит максимально сократить время пребывания подводного пловца в снаряжении на открытом воздухе.

При низкой температуре у дыхательных аппаратов чаще всего смерзаются лепестки клапана выдоха и образуются ледяные пробки в клапанах редуктора и второй ступени, поэтому при переходе пловца из помещения к месту погружения дыхательные аппараты следует закрывать теплыми покрывалами (одеяло, полушубок, ватник и т. п.). Если же аппарат промерз, его можно для оттаивания опустить в прорубь.

При погружениях со льда в нем делается прорубь размером 2X2 м, по краям которой настилаются доски. При отсутствии вблизи места погружения теплого помещения рядом с прорубью следует установить отапливаемую или неотапливаемую переносную палатку или будку. При длительных подводных работах такая палатка или будка устанавливается непосредственно над прорубью.

При погружениях под лед пловец должен постоянно удерживаться за спусковой или ходовой конец, наличие которых при спусках под лед обязательны, так же как и наличие сигнального конца.

Спуски в темное время суток осложняются тем, что подводный пловец плохо видит под водой, выполняя все работы на ощупь.

Значительно затрудняется и страховка подводного пловца, так как даже при хорошем освещений места работ выходящие пузырьки воздуха и сигнальный конец плохо видны.

При погружениях в темное время суток надо использовать подводные светильники и хорошо освещать поверхность места спусков. Крайне необходимо также наличие телефонной связи между подводным пловцом и обеспечивающим.

Спуски в условиях волнения моря более трех баллов выполняются лишь в исключительных случаях, связанных со спасением людей. Основными причинами, затрудняющими спуски при волнении, являются качка и рысканье плавсредства, используемого для проведения погружения, которые следует стремиться всячески уменьшить.

Во избежание ударов пловца о борт плавсредства при погружении и подъеме применяют два сигнальных конца; с помощью одного конца выполняется спуск или подъем пловца, а вторым концом пловец должен оттягиваться от трапа или борта плавсредства после схода в воду (при погружении) и подводиться к трапу (к борту) в благоприятный момент (при подъеме).

Действия в аварийных случаях. При плавании и спусках под воду возможны различные аварийные ситуации. Действия пловца в этих случаях должны быть очень четкими и разумными. Правильность своих действий в аварийных положениях является необходимой, так как паническое решение может в значительной степени усложнить безопасный выход на поверхность и на берег.

Паника и торопливость — злейшие враги спортсмена-подводника!

Попадание в большую прибойную волну представляет значительную опасность, затрудняя выход на берег. При попадании в волну (без дыхательного аппарата) не следует стремиться всплывать на самый гребень ее, так как вихревым движением воды пловца может закрутить й перевернуть. Необходимо, нырнув под гребень, с попутной волной стараться как можно быстрее плыть в направлении берега и, достав ногами дно, выйти на берег до начала отливной волны, которая снова может отбросить пловца в море. Если достичь берега до начала отливной волны не удалось, то следует нырнуть постараться лечь на грунт и удерживаться изо всех сил руками за грунт, камень или какой-либо предмет до тех пор, пока отливная волна не пройдет. После прохождения отливной волны с попутной волной следует повторить попытку выйти на берег.

Если прибойная волна несет пловца на какой-либо предмет (скалы, камни, сваи и т. п.), надо постараться уклониться в сторону, отплывая в соответствующем направлении, иначе сильный удар об эти предметы может привести к серьезным травмам.

При выходе из воды на берег с аквалангом прибойная волна представляет повышенную опасность, поскольку акваланг, являясь большим грузом, в значительной мере усложняет выход. В этом случае не следует рисковать жизнью и, сбросив аппарат, надо попытаться выходить на берег без него.

Попадание в водоворот представляет не меньшую опасность для пловца.

Попав в водоворот, следует, сохраняя спокойствие, набрать полные легкие воздуха и, нырнув, сделать резкий рывок в сторону по направлению течения, после чего всплыть на поверхность.

При попадании в струю сильного течения не следует бороться с ним, так как в этом случае можно быстро выбиться из сил; надо стараться плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.

Судороги мышц ног или рук наступают обычно вследствие переохлаждения тела в воде или при чрезмерной нагрузке. При судорогах необходимо, сохраняя хладнокровие, прежде всего уменьшить нагрузку на те мышцы, которые свело судорогой, чтобы ускорить их расслабление. Сведенную мышцу следует энергично помассировать, одновременно сгибая и разгибая конечность в суставе. Чаще всего судорогам подвержены икроножные мышцы. Массаж этих мышц руками при судороге следует проводить лежа на спине, одновременно сгибая и разгибая ногу в голеностопном суставе.

При появлении судорог надо немедленно выходить из воды даже в том случае, если судорога после растирания мышц прошла.

Дальнейшее пребывание в воде может привести к повторной судороге уже нескольких групп мышц или нескольких конечностей, что в значительной степени затруднит выход из воды.

Запутывание в водорослях может произойти при плавании под водой в акваланге. Запутавшись, не следует делать резких движений и стремиться пробиться вперед, так как этим можно только ухудшить свое положение. Надо прекратить движение, внимательно осмотреться и установить, насколько сильно запутались ноги или акваланг. Далее, поднимая попеременно обе ноги и действуя руками, следует постараться освободить их от водорослей и затем медленно двигаться назад, перерезая водоросли в Случае необходимости водолазным ножом.

Запутывание в старых рыбацких сетях особенно опасно при нырянии, когда запас воздуха крайне ограничен. В данном положении надо, не теряя самообладания, освободить себя от сетей водолазным ножом.

При запутывании или задевании сигнального конца следует двигаться по направлению конца, аккуратно выбирая его шлагами. Если распутать сигнальный конец не удается, то вырезают ножом узел запутывания, после чего связывают оба свободных конца.

При запутывании буйрепа надо попытаться его распутать. Если это не удалось, то необходимо подниматься на поверхность, отрезав в случае необходимости буйреп ножом.

Заливание водой полумаски происходит в результате неплотного прилегания ее к лицу. Для удаления воды из подмасочного пространства (см. рис. 73) нужно, придерживая полумаску рукой, сделать несколько резких выдохов носом, предварительно запрокинув голову назад. Если после продувания подмасочное пространство вновь заполняется водой, необходимо, удалив воду, двигать полумаску рукой по лицу и добиться плотного прилегания ее. Если плотного прилегания полумаски добиться не удалось, надо подниматься на поверхность, поджимая полумаску к лицу рукой и делая выдохи носом.
Выпадение загубника дыхательного аппарата изо рта приводит к заливанию дыхательных трубок аппарата водой. Для включения в аппарат следует поместить мундштучную коробку с загубником выше дыхательного автомата и, включившись в аппарат, сделать сильный протяжный выдох, удалив тем самым воду из трубки выдоха. Первые вдохи при включении в аппарат надо делать осторожно, чтобы оставшаяся в трубках вода не попала в дыхательные пути, а выдохи делать резкие.

Повреждения гидрокостюма приводят к попаданию воды под гидрокостюм, что ведет к резкой потере плавучести и к переохлаждению тела подводного пловца. Обнаружив разрыв гидрокостюма, следует подниматься на поверхность, по возможности зажав разрыв рукой и приняв положение, при котором место разрыва будет расположено возможно ниже. Для облегчения выхода при необходимости можно сбросить грузовой ремень.

Появление воды в дыхательных трубках при погружении, что сразу чувствуется при вдохе, указывает на наличие проколов (разрывов) в трубках вдоха или выдоха или в диафрагме дыхательного автомата. В этом случае надо немедленно прекратить погружение и подниматься на поверхность, делая осторожные короткие вдохи и сглатывая при необходимости поступающую с воздухом воду.

Выполняя подъем на поверхность, проверяют прежде всего исправность трубки выдоха и лепесткового клапана. Для этого трубку выдоха сжимают рукой у мундштучной коробки и слегка разжимают при каждом выдохе. Прекращение поступления воды при вдохе указывает на неисправность этих элементов.

При обнаружении повреждения трубки вдоха нужно постараться обхватить поврежденное место рукой, препятствуя тем самым проникновению воды в полость трубки.

Чтобы было удобнее захватить поврежденное место трубки, надо снять один (противоположный трубке) плечевой ремень и сдвинуть аппарат набок.
При появлении в дыхательных трубках большого количества воды, при котором дыхание становится невозу можным, следует отключиться от аппарата и начинать; свободное всплытие на поверхность, сбросив при необходимости грузовой ремень или же сам аппарат. Техника свободного всплытия рассматривается ниже.

Непрерывная подача воздуха под давлением, как следствие выхода из строя клапана дыхательного автомата, опасна тем, что она может вызвать баротравму легких. Почувствовав наддув, надо быстро вынуть загубник изо рта и, удерживая его рукой вблизи рта и делая осторожные вдохи через неплотно сжатые губы» подниматься на поверхность.

Отказ дыхательного автомата в подаче воздуха является одним из наиболее опасных случаев, крторые требуют от подводного пловца особенно четких, спокойных и продуманных действий. Почувствовав при вдохе отказ дыхательного автомата, следует задержать дыхание и, сбросив при необходимости грузовой ремень или аппарат, начинать свободное всплытие на поверхность.

Свободное всплытие с глубины на поверхность является рискованным и сложным способом подъема; оно может быть использовано только в безвыходных положениях, будучи единственно возможным для спасения жизни.

В начале подъема при свободном всплытии у человека не возникает желания сделать вдох, так как воздух, находящийся в легких под давлением, обеспечивает задержку дыхания в несколько раз большую, чем при наличии в них атмосферного воздуха. В дальнейшем по мере подъема при возникновении потребности вдоха человек без особых усилий переносит эту потребность за счет расширения воздуха в легких и его непрерывного выхода через дыхательные пути. Однако это только кажущаяся простота свободного всплытия. Сложность свободного всплытия состоит в том, что человек должен очень точно регулировать выход воздуха из легких в соответствии с изменением глубины и соблюдать при этом определенную скорость подъема.

Нарушение режима выхода воздуха из легких при свободном всплытии грозит опасными последствиями: при задержке выдоха возникает повреждение (баротравма) легких, а при ускорении выдоха возникает желание сделать вдох; это человек не всегда сможет преодолеть и вдох происходит в воде. Поэтому, выполняя свободное всплытие, следует выдыхать воздух непрерывно, ни в коем случае при этом не задерживая выдоха. Ориентировочным режимом выдоха при свободном всплытии является выдох через полуоткрытый рот при непрерывном спокойном произношении звука «ура… а… а… а… а…».

Единственным способом контроля скорости всплытия является сопоставление ее со скоростью всплытия пузырьков выдыхаемого воздуха. Скорость всплытия человека не должна превышать скорости всплытия пузырьков выдыхаемого воздуха и должна быть не более 1 м/сек. Превышение этой скорости недопустимо ввиду опасности возникновения как баротравмы легких, так и кессонной болезни, а уменьшение скорости нежелательно, так как это приведет к увеличению времени всплытия, а следовательно, к увеличению времени задержки дыхания.

Подводный пловец должен хорошо представлять себе сущность свободного всплытия и проделать его’ в порядке тренировок на безопасных глубинах.

Тренировки по свободному всплытию разрешаются с глубин не более 5 м при соблюдении необходимых мер безопасности, так как при свободном всплытии даже с 3—4 м возможно возникновение баротравмы легких.

Каждый подводный пловец должен твердо знать два основных правила свободного всплытия: всплывать со скоростью, при которой не обгоняются пузырьки выдыхаемого воздуха, и ни в коем случае не задерживать при всплытии выдоха.

Опубликовано:
14.12.09


Категория -

     

© Ilovediving.ru