Подводные лаборатории США

Эксперименты с подводными домами «Силэб» и «Тектайт», успешно завершенный месячный дрейф подводного аппарата «Бен Франклин» в водах Гольфстрима и ряд других исследований в этой области, проведенных в конце 60-х — начале 70-х годов в США, существенно повысили интерес научной общественности США к проблеме исследования океана «изнутри». Это, в свою очередь, привело к расширению проводимых в Америке подводных исследований. Для координации и финансирования работ этого направления правительство США в 1971 г. создало в рамках Национального управления по исследованию атмосферы и океана (НУОА) специальный Отдел обитаемых подводных средств и подводных исследований. На него были возложены координация, разработка и проведение в жизнь различных программ подводных исследований.

В работах 1972 г., проведенных под наблюдением Отдела, участвовало восемь обитаемых подводных аппаратов и две подводные лаборатории: «Эдальхаб» и «Гидролаб».

Объем исследований 1973 г. был несколько сокращен — работали лишь три подводных обитаемых аппарата и две подводные лаборатории: «Гидролаб» и «Ла Чалупа» (принадлежащие Пуэрто-Рико). За годы своего существования Отдел обитаемых подводных средств и подводных исследований провел три большие экспедиции с использованием длительного пребывания человека под водой: «ФЛАЙР», «Гидролаб» и «ПРИНУЛ». Все эти экспедиции были в своем роде весьма характерны.

В экспедиции «ФЛАЙР» участвовали подводная лаборатория «Эдальхаб» и судно обеспечения «Лулу». Весь комплекс технических средств был весьма мобилен,

Экспедиция «ФЛАЙР». Опыт работы со стационарными подводными лабораториями показал, что, несмотря на перспективность подобного метода изучения океана, отсутствие возможности быстро переместить лабораторию с одного участка дна на другой существенно снижает ее эффективность как базы подводных исследований. Для того чтобы определить, насколько повышает научную отдачу мобильность лабораторий, сотрудники Отдела в январе 1972 г. организовали полевые исследования, программа которых основывалась на использовании передвижной подводной лаборатории.

Рис. 8. Схема проведения работ с подводной лабораторией «Эдальхаб» па программе «ФЛАЙР». Все необходимое лаборатория получала с заякоренного над ней судна обеспечения «Лулу».

Планируемая экспедиция получила условное название «ФЛАЙР» (аббревиатура от английских слов, обозначающих «Экспедиция по исследованиям акванавтами побережья Флориды»).

Стремясь организовать исследования «малыми средствами», сотрудники Отдела решили использовать уже существующие технические средства — подводную лабораторию и судно обеспечения. Основным требованием к этому комплексу была мобильность. Перебрав все возможные варианты пар доступных Отделу подводных лабораторий и обеспечивающих судов, руководители программы выбрали подводную лабораторию Нью-Хемпширского университета «Эдальхаб» и катамаран «Лулу» — судно обеспечения подводного аппарата «Элвин», принадлежащее Вудс-Холскому океанографическому институту.

В паре «Эдальхаб» — «Лулу» лидирующая роль принадлежала судну обеспечения. В его функции входили доставка лаборатории к месту работ, погружение ее на дно, обеспечение лаборатории энергией, воздухом и водой, декомпрессия экипажа по окончании погружения, подъем лаборатории на поверхность.

«Лулу» — катамаран водоизмещением около 500 т. Длина судна около 30 м, ширина 14,5, осадка 2,7 м. Два его корпуса разнесены друг от друга на 6 м и соединены мевкду собой прочными арками и палубой. Скорость судна 6—7 узлов.

В центре палубы катамарана находится сквозное окно, через которое подводная лаборатория опускалась на дно и поднималась на поверхность с помощью лебедок «Лулу». Грузоподъемность системы спуска и подъема составляет 27 т.

На судне обеспечения на время работ с подводной лабораторией были установлены декомпрессионная камера, два воздушных компрессора с электроприводом, имеющих рабочее давление 350 атм, легководолазная станция, в состав которой входили автономные и шланговые дыхательные аппараты. В качестве вспомогательного плавсредства использовалась надувная резиновая лодка с подвесным мотором мощностью 18 л. с.

Экипаж судна состоял из 11 человек; еще 21 человек обеспечивал техническую эксплуатацию лаборатории и выполнение программ научных исследований.

Подводная лаборатория «Эдальхаб» построена студентами и преподавателями лаборатории инженерного анализа Нью-Хемпширского университета. Многие узлы и агрегаты были взяты со списанных судов, поэтому лаборатория обошлась всего в 20 000 долл.

«Эдальхаб» — самая маленькая из всех действующих подводных лабораторий. Ее жилой отсек представляет собой цчлиндр диаметром 2,4 м и длиной 3,6 м. В одну из его торцовых переборок врезан маленький иллюминатор. В центре отсека, в его донной части, находится водолазная шахта, над ней в верхней части корпуса размещена палубная шахта с герметичным люком. обстановка жилого отсека проста — две койки и складной стол.

Корпус лаборатории укреплен на раме, которая, в свою очередь, LA четырех опорах может быть поднята над дном на высоту 2,4 м.

Рис. 9. Подврдная лаборатория «Эдальхаб» на причале Вудс-Холского океанографического института.

Два груза весом по 2 т, подвешенные к лаборатории, служат, ей якорными массивами. Лаборатория имеет также четыре цистерны водяного балласта, с помощью которых регулируется ее плавучесть.

Естественно, все то, что не могла обеспечить своему экипажу подводная лаборатория — а она в силу своей примитивной конструк ции не могла обеспечить практически ничего,— взяло на себя судно «Лулу». Стоимость одних суток эксплуатации комплекса «Лулу» — «Эдальхаб» составила примерно 1000 долл.

Программа исследований предусматривала серию из семи погружений подводной лаборатории у побережья Флориды на глубинах до 13—14 м, в зоне, протянувшейся с севера на юг на 40 миль. В задачу экипажей лаборатории входили геологические исследования, изучение естественной истории и экологии коралловых рифов, наблюдения за поведением живых организмов как в плане фундаментальных, так и прикладных исследований.

Программа «ФЛАЙР» выполнялась в несколько этапов. В январе 1972 г. «Лулу», неся на подвеске 20-тонную лабораторию, вышел в точку погружения; к концу того же дня лаборатория была погружена на дно и экипаж приступил к работе. После того как первые два экипажа завершили первый этап работ, лаборатория была поднята на борт «Лулу», и судно перешло к новому месту работы, на 22 мили севернее. Затем комплекс был еще раз перемещен, и под самый конец экспедиции лаборатория и ее судно обеспечения вернулись в район первого погружения для выполнения контрольной серии экспериментов. Вся экспедиция длилась около 100 дней.

Программа «Гидролаб». Программа исследований, выполняющихся на базе подводной лаборатории «Гидролаб», — одна из наиболее значительных как по объему выполненных наблюдений, так и по длительности непрерывной и безаварийной эксплуатации. Вот уже несколько лет лаборатория находится на глубине 15 м около города Фрипорт у Багамских островов. Она установлена на краю кораллового рифа, на ровном песчаном дне с отдельными коралловыми «кустами».

Подводная лаборатория «Гидролаб» — одно из самых маленьких, простых и дешевых подводных жилищ. Горизонтальный цилиндрический корпус диаметром 2,4 м и длиной 4,8 м закреплен на четырех трубчатых опорах на высоте 0,9 м от опорной бетонной плиты. Для погружения лаборатории на дно заполняются водой балластные камеры в бетонной опорной плите и балластные цистерны на корпусе. Для всплытия же ее на поверхность достаточно продуть балластные цистерны и камеры сжатым воздухом.

Жилой отсек оборудован двумя койками, двумя складными стульями, складным столом, малогабаритными блоками системы осушки. В жилой отсек ведут две входные шахты. Одна — водолазная — представляет собой вертикальный цилиндр с двумя люками, наружным и внутренним. Пространство между люками достаточно для шлюзования через водолазную шахту людей в отсек лаборатории в случае, если давление в отсеке отличается от давления за бортом. Вторая входная шахта — туннельный переход, предназначенный для стыковки подводной лаборатории и подводного аппарата, имеющего водолазный отсек, например «Дип Дайвера». В одну из торцовых переборок врезан плоский иллюминатор диаметром 0,9 м.

Через этот иллюминатор наблюдателю открывается панорама близлежащего участка дна. Несколько малых иллюминаторов обеспечивают боковой обзор прилегающей акватории.

Отличительная особенность конструкции лаборатории «Гидролаб» — высокая прочность корпуса, которая позволяет, при необходимости, сохранять в жилом отсеке лаборатории, находящейся на поверхности, давление, равное давлению воды на рабочем горизонте, а на рабочей глубине — поддерживать в отсеке давление, равное атмосферному. Это качество лаборатории расширяет ее возможности как носителя исследовательских средств.

над подводной лабораторией на якоре установлен необитаемый буй обеспечения. буй представляет собой корпус спортивного катера длиной 6,9 м, в котором смонтированы дизель-генератор, компрессор, бак для пресной воды и топливный бак объемом по 1 м3. электроэнергия, воздух и вода подаются в лабораторию по кабель-шлангу. для связи между экипажем и обслуживающим персоналом предусмотрена радиостанция. один из членов экипажа постоянно находится в лаборатории и поддерживает связь со службами обеспечения.

Система «подводная лаборатория — энергобуй», как показал опыт эксплуатации комплекса «Гидролаб», надежна и весьма экономична в эксплуатации. Однако путь конструкторов фирмы «Перри оушеаногрэфикс» к этому комплексу был долог и тернист.

В первом варианте лаборатории корпус ее крепился к основанию на тросах. Во время первого же шторма волны сорвали корпус лаборатории и он вместе с экипажем был выброшен на поверхность. Перед повторным погружением корпус лаборатории был закреплен за основание двойным комплектом тросов, но первый же шторм оборвал и их. В результате пришлось прикрепить корпус лаборатории к основанию четырьмя трубчатыми опорами, и этот вариант сохранился по сей день. На первых этапах эксплуатации подводная лаборатория служила стендом для испытания новых технических разработок. Так, в 1969 г. лаборатория проработала под водой трое суток, используя в качестве источника энергии блок водородно-кислородных топливных элементов. В другой серии экспериментов отрабатывался процесс стыковки с лабораторией подводного обитаемого аппарата. Это был первый эксперимент подобного рода, и на нем стоит остановиться-подробнее.

Обычно в случае заболевания одного из членов экипажа приходится поднимать на поверхность всю лабораторию, особенно если состояние акванавта не позволяет ему перейти в водолазном снаряжении в спущенный к лаборатории водолазный колокол. Подобный метод эвакуации неудобен по двум причинам. Во-первых, всплытие

лаборатории, как правило, приводит к срыву работ по программе, а во-вторых, немедленное всплытие лаборатории на поверхность не всегда возможно (по техническим причинам или по метеоусловиям наверху). Очевидно, самый целесообразный способ эвакуации пострадавшего — транспортировка его в корабельную или береговую декомпрес-сионную камеру «по-сухому», с помощью герметично стыкующихся с лабораторией специальных транспортировочных камер. До экспериментов с подводной лабораторией «Гидролаб» подобная «сухая» стыковка с лабораторией была лишь мечтой экипажей лабораторий и служб обеспечения. Первый опыт такой стыковки был предпринят несколько лет назад, и проходил он таким образом. Подводный аппарат «Шелф-Дайвер» подошел к подводной лаборатории и стал к ней борт о борт. Затем оператор аппарата осторожно положил аппарат на раму, смонтированную на основании подводной лаборатории, и придал ему такое положение, чтобы срез выходной шахты водолазного отсека попал в направляющие комингс-площадки переходного туннеля узла стыковки лаборатории. После этого член экипажа «Шелф-Дайвер» с помощью механического захвата герметично соединил водолазный отсек аппарата с переходным туннелем лаборатории, уравнял давление в своем отсеке и в туннеле и открыл люк водолазной шахты отсека, соединив тем самым подводную лабораторию с подводным аппаратом.

Операция стыковки подводного аппарата «Шелф-Дайвер» с лабораторией может производиться не только в тех случаях, когда давление дыхательной смеси в отсеке лаборатории равно забортному, но и при нормальном атмосферном давлении в отсеке.

После серии кратковременных погружений в различных местах прибрежных вод Флориды подводная лаборатория «Гидролаб» и ее энергобуй были установлены в 1 миле от гавани Фрипорт на Багамских островах. Фирма «Перри оушеаногрэфикс» объявила, что лаборатория сдается в аренду всем желающим за умеренную плату — 250 долл. в сутки. Многих повидала за последние годы лаборатория. В ее отсеке работали многочисленные киноэкспедиции, проводили досуг отдыхающие, но в основном лаборатория использовалась как носитель исследователей-океанологов и их научной аппаратуры.

В сезонах 1972 и 1973 гг. подводная лаборатория «Гидролаб» эксплуатировалась главным образом по контракту и на средства Отдела подводных обитаемых средств и подводных исследований НУОА. Контракт между Отделом и хозяином лаборатории — фирмой «Перри оушеаногрэфикс» — предусматривал в течение мая — июня 1972 г. четыре погружения с длительным пребыванием экипажа под давлением и с июля 1972 г. по июнь 1973 г. — еще четыре погружения длительностью по семь суток каждое.

Рис. 10. Подводная лаборатория «Гидролаб» во! уже несколько лет служит базой для проведения океанологических исследований.

В 1973 г. объем исследований, выполненных из подводной лаборатории, вырос втрое по сравнению с Предыдущими годами, в частности за счет использования Лаборатории как учебного класса для студентов-океанологов. За зиму 1072-73 г. экипажи лаборатории не потеряли ни одного рабочего часа, несмотря на то, что около 20% времени волнение моря препятствовало погружениям водолазов с поверхности, а 25% времени высота волн достигала 3,6 м и спуски водолазов с поверхности были хотя и возможны, но опасны, а аппаратуру спускать под воду было просто невозможно.

В программу работ акванавтов в сезонах 1972—1973 гг. входил ряд задач. Биологи изучали состояние «здоровья» кораллового рифа, распределение планктона, образ жизни и динамику популяций рыб кораллового рифа, влияние на живые организмы рифовых сообществ сточных вод и нефти. Биоакустики записывали и идентифицировали звуки, издаваемые рыбами; океанографы собирали и интерпретировали данные о гидрологических параметрах морской воды; гидрохимики изучали химический состав воды и содержание в ней растворенных газов; физики занимались регистрацией космического излучения, проникающего под воду.

В подводной лаборатории исследовались также физиологические аспекты длительного пребывания человека под повышенным давлением, обитаемость подводной лаборатории, велись микробиологические наблюдения. В нескольких погружениях лаборатория использовалась как учебно-тренировочный стенд.

В сентябре 1974 г. исполнилось 42 месяца непрерывной работы подводной лаборатории «Гидролаб» в море. За это время было проведено 262 эксперимента с многосуточным пребыванием людей в подводной лаборатории, а общее число ученых и техников, участвовавших в экипажах лаборатории, достигло 182 человека. Всего на борту «Гидролаб» побывало 229 экипажей. Работа лаборатории организовывалась и финансировалась Отделом подводных обитаемых средств и подводных исследований. Эксплуатация подводной лаборатории «Гидролаб» продолжалась и в 1975— 1976 гг.

Подводный исследовательский полигон Пуэрто-Рико «ПРИНУЛ». Деятельность подводного исследовательского полигона «ПРИНУЛ» (аббревиатура от английских слов Puerto-Bico Jnter-National Underwater Laboratory — Международная подводная лаборатория Пуэрто-Рико) занимает особое место в программах подводных исследований США. Формально полигон расположен вне границ США, однако его работа обеспечивается американским научным и техническим персоналом и финансируется главным образом Соединенными Штатами. Подводный исследовательский полигон «ПРИНУЛ» был организован под эгидой Министерства природных ресурсов Пуэрто-Рико в 1971 г. Целью создания Полигона было: расширение объема морских исследований в акватории Пуэрто-Рико; создание подводной лаборатории, пригодной для проведения подводных океанологических исследований; обучение ученых-океанологов работе из подводных лабораторий; знакомство врачей с особенностями работы водолазов в режиме длительного пребывания под давлением. Но на первом плане, конечно, стояло проведение собственно океанологических исследований с использованием оборудования Полигона.

Участие в создании Полигона приняли Корпорация подводных исследований Пуэрто-Рико и Фонд развития морских ресурсов США. Для размещения Полигона была выделена территория на юго-западном берегу острова Пуэрто-Рико. Полигон работает в тесной кооперации с рядом, организаций и министерств США, а именно: министерства торговли, природных ресурсов, образования и здравоохранения, а также ВМС США, Национальная академия наук, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Комиссия по атомной энергии США, Национальное управление по исследованию океана и атмосферы.

В структуру Полигона Входят служба обеспечения эксплуатации оборудования и научная группа. В состав оборудования Полигона входят сама подводная лаборатория, рабочие убежища водолазов, надводный буй обеспечения, два катера, автотрейлер с оборудованной в нем водолазной станцией и два автотрейлера со вспомогательными службами.

Собственно подводная лаборатория и буй обеспечения созданы фирмой «Перри оушеаногрэфикс» по техническому заданию Полигона.

После спуска на воду лаборатория получила название «Ла Ча-лупа». Созданная с учетом мирового опыта, эта лаборатория является одной из интереснейших на сегодняшний день конструкций, и ей целесообразно уделить особое внимание.

Подводная лаборатория «Ла Чалупа» рассчитана на обеспечение нормальной жизнедеятельности и работы на глубине до 30 м экипажа из 4 акванавтов,. Она представляет собой несамоходную баржу, в корпусе которой собраны все элементы лаборатории. Водоизмещение лаборатории составляет 136 т, длина корпуса 14,6 м, ширина 6,1, высота 3,25 м, высота надводного борта лаборатории в крейсерском положении на поверхности 1,35 м.

Во время пребывания на рабочей глубине корпус лаборатории стоит на четырех пневматических опорах диаметром 0,61 м, которые позволяют регулировать положение лаборатории относительно дна.

Внутри корпуса размещены два прочных отсека (в носовой и кормовой частях) и один рабочий отсек между ними, водяные цистерны главного балласта, водяные цистерны прижима лаборатории ко дну в рабочем положении, твердый постоянный балласт. На верхней палубе находятся четыре комплекта шланговых дыхательных аппаратов с длиной шлангов по 45 м, кассета баллонов с рабочим давлением 140 атм, содержащих бортовой запас кислорода (85 м5), азота (85 м5) И ВОЗДУХА (141 М5), приведенных к атмосферному давлению, цистерна с аварийным запасом пресной воды (227 л), аккумуляторная аварийная батарея, обеспечивающая автономную работу систем лаборатории в течение 48 ч, и комингс-площадки для стыковки с лабораторией водолазного колокола.

Рис. 11. Подводная лаборатория «ла чалупа» — одна из самых современных лабораторий, работающих на средних глубинах.
l.c.— жилой отсек; с.с.— отсек управления; s.p.— водолазный отсек; а. — баллоны со сжатым воздухом; w.— аварийный запас пресной воды; в.— аварийная аккумуляторная батарея; р.т.с. — водолазный колокол.

Прочные отсеки лаборатории имеют форму цилиндров диаметром 2,4 м и длиной 6,1 м. Носовой прочный отсек лаборатории — жилой, он оборудован системами жизнеобеспечения, электропитания и связи, четырьмя койками, рабочими лабораторными столами. В торцовые переборки отсека врезаны плоские иллюминаторы диаметром 1,07 м. Отсек имеет люк, ведущий в рабочий отсек, и люк, ведущий на верхнюю палубу лаборатории.

Кормовой прочный отсек лаборатории оборудован как отсек управления. В нем размещены аппаратура контроля и управления работой систем жизнеобеспечения, электроаппаратура и аппаратура связи, вспомогательная аппаратура. Отсек также имеет иллюминатор диаметром 1,07 м, люки перехода в рабочий отсек и на палубу лаборатории.

Прочные отсеки способны выдерживать внутреннее давление 3,5 атм, что позволяет проводить декомпрессию экипажа на поверхности. Если всплытие лаборатории невозможно, экипаж может пройти декомпрессию на рабочей глубине, используя отсек управления в качестве декомпрессионного.

Между жилым отсеком и отсеком управления расположен рабочий (водолазный) отсек, имеющий длину 2,7 м и ширину 6,1 м. В нем размещается водолазное имущество, отсюда же водолазы выходят в воду. Рабочий отсек может использоваться также и как укрытие для двухместного подводного аппарата с проницаемым корпусом «Риф Хантер».

В районе лаборатории на грунте установлены рабочие убежища водолазов. Они представляют собой прозрачную полусферу из оргстекла диаметром 1,2 м, заполненную воздухом и смонтированную на стальном каркасе из прутьев. Основное их назначение — обеспечивать возможность переговоров водолазов между собой и с лабораторией, но при необходимости они могут служить и аварийными убежищами. В каждом таком убежище находится резервный акваланг.

Надводный буй предназначен для снабжения подводной лаборатории электроэнергией, сжатым воздухом, водой и для обеспечения радиосвязи с поверхностью. Корпус буя представляет собой переоборудованный корпус катера длиной 11 м, изготовленный из стеклопластика. В отсеках буя размещены два дизель-генератора мощностью по 20 кВт (основной и резервный), подающих в подводную лабораторию электроэнергию по кабелю, дизель-компрессор высокого давления, дизель-компрессор низкого давления, холодильный агрегат, который подает в систему кондиционирования дыхательной смеси подводной лаборатории холодную воду. Буй несет пэ себе также систему УКВ-радиотелефонной связи подводной лаборатории с берегом, аппаратуру проводной связи, телеметрическую систему, небольшое вычислительное устройство для первичной обработки научных данных и подготовки их к передаче на береговую базу. В корпусе буя размещены топливная цистерна емкостью 3,8 т и танк с пресной водой емкостью 3,8 т.

Буй заякорен за подводную лабораторию. Якорный конец служит одновременно опорой для кабель-шлангов, связывающих буй с лабораторией. Средства берегового обеспечения подводной лаборатории собраны в трех автотрейлерах. Это придает береговым постам мобильность и делает доступным для исследований практически любой пункт побережья.

В одном из трейлеров размещается водолазная станция. Она включает в себя два компрессора высокого давления для зарядки дыхательных аппаратов, стеллажи для хранения водолазного имущества и верстак для его ремонта. Во втором трейлере размещены лаборатория по наладке электронного оборудования и пост управления работами, оснащенный аппаратурой радиосвязи и видеозаписи; здесь находится рабочее место вахтенного дежурного. В третьем трейлере оборудованы жилые помещения для водолазов и небольшой медпункт.

При работах с подводной лабораторией используются также два мотобота и две надувные резиновые лодки с подвесными моторами.

За два дня до намеченного срока постановки лаборатории на дно в отсеки ее загружается все необходимое для выполнения запланированных работ оборудование, тщательно проверяются все системы лаборатории и давление в жилом отсеке с помощью чистого азота поднимается до давления на рабочей глубине. Затем лаборатория отбуксировывается к месту погружения, где заранее уложены на дно три якоря, становится на якоря, водолазы выпускают опоры лаборатории и принимают воду в балластные цистерны. Приобретя отрицательную плавучесть, лаборатория погружается на дно. После этого два водолаза выравнивают ее относительно дна с помощью опор, заполняют водой цистерну прижима лаборатории ко дну и крепят к корпусу кабель-шланг с буя обеспечения. Затем инженер, обслуживающий системы лаборатории, продувает воздухом рабочий (водолазный) отсек, уравнивает давление в жилых отсеках с забортным и регулирует окончательно состав азотно-кислородной дыхательной смеси. Только по завершении всех этих операций в лабораторию подается электроэнергия с поверхности и экипаж начинает ее заселение. С момента погружения лаборатории до момента заселения обычно проходит около часа.

После заселения лаборатории с ее экипажем круглосуточно поддерживается радио- и телевизионная связь. Особое внимание обращается на работы акванавтов за бортом лаборатории, состав дыхательной смеси, результаты проверки состояния систем лаборатории, выполняемой четыре раза в сутки. Все события, происходящие в лаборатории, фиксируются в вахтенном журнале. В расположении береговой базы постоянно находятся * два дежурных водолаза, готовые в любой момент оказать помощь экипажу. Они же проводят периодические осмотры буя обеспечения и самой лаборатории.

Перед всплытием акванавты собирают все оборудование и переходят в жилой отсек, герметизируют его и поднимают давление в нем на 0,3 атм сверх давления окружающей воды, с тем чтобы убедиться в герметичности отсека. Затем водолазы береговой базы

продувают цистерны водяного балласта сжатым воздухом и лаборатория всплывает. На поверхности продуваются цистерны главного балласта и лаборатория переходит в крейсерское положение. После этого начинается собственно процесс декомпрессии экипажа, причем отсек управления используется как пост управления декомпрессией.

Работа Полигона осуществляется на коммерческой основе. В погружениях лаборатории может принять участие любой ученый. Стоимость 14-суточного периода подготовки составляет для одного человека 700 долл., стоимость одного дня пребывания в подводной лаборатории — 230 долл.

Экипаж лаборатории приступает к тренировке и знакомству с эксплуатацией лаборатории за 8—10 суток до погружения. Подготовка начинается с занятий по оказанию первой помощи пострадавшему и основам гипербарической физиологии. Параллельно проводится медико-физиологическое обследование экипажа, включающее в себя общие анализы крови и мочн, свертываемости крови, режимов работы сердечно-сосудистой системы. Затем начинается обучение правилам эксплуатации оборудования лаборатории.

Общефизическая подготовка экипажа заключается в серии водолазных спусков, в ходе которых экипаж выбирает место для постановки лаборатории, в наибольшей степени отвечающее их научным интересам. Подготовку к выполнению собственно научных исследований акванавты проходят также в тренировочный период: знакомятся с аппаратурой и районом работ, отрабатывают методику научных исследований в полевых условиях и получают необходимые для предстоящих исследований фоновые данные.

Полигон приступил к выполнению программ научных исследований в сентябре 1972 г. Программы эти можно разделить на. три группы: медико-физиологические исследования, технические исследования, океанологические исследования.

Медико-физиологические исследования развиваются главным образом по двум направлениям. Первое — исследования явлений костного некроза, возникающих при нарушениях декомпрессионного режима; они проводятся с помощью рентгенографии. Исследования эти проходят под эгидой Министерства здравоохранения и ВМС США. Второе направление — отработка в реальных условиях декомпрессионных режимов.

Экспериментальные декомпрессионные режимы были разработаны фирмой «Оушн системе инк.» по контракту с Отделом обитаемых подводных систем и подводных исследований НУОА. Целью контракта было определить допустимую глубину, на которую может уйти водолаз с горизонта «насыщения», и время пребывания на ней, а также создать соответствующие декомпрессионные таблицы для азотно-кислородных дыхательных смесей. Так, в ходе экспериментов с использованием береговых гипербарических комп-

Лексов было выяснено, что водолаз может уйти с горизонта «насыщения» 30 м до глубины 52,5 м на 6 ч. Этот режим был испытан в одном из экипажей лаборатории в апреле—мае 1973 г. В настоящее время предполагается оценить допустимую длительность пребывания на глубине 75 м при горизонте «насыщения» 30 м.

Программа медико-физиологических исследований включает в себя и вспомогательные задачи — изучение особенностей спектральной видимости под водой, выяснение причин заболевания наружных ушных каналов у акванавтов и разработку способов лечения этого заболевания. Под техническими исследованиями подразумеваются главным образом испытания повой техники — ультразвуковых систем связи, телеметрических систем передачи физиологических данных о состоянии акванавта, работающего в воде, и т. д.

Океанологические исследования в первом году эксплуатации Полигона выполнялись у западного берега Пуэрто-Рико на глубинах 18—21 м. Главной целью исследований было комплексное изучение экологии коралловых рифов и выделение характеристических параметров, которые позволили бы установить пространственные и временные экологические связи и создать методику экспресс-оценки этих связей в дальнейшем. В зависимости от задач экипажа место погружения лаборатории менялось раз от раза в пределах нескольких миль. Это существенно повышало эффективность выполнявшихся исследований.

Непосредственно после завершения декомпрессии экипаж представлял краткий отчет о проведенных исследованиях, который обсуждался на семинаре с участием членов предыдущего и последующего экипажей. Такая практика позволяет последующим экипажам более четко сформулировать свои задачи.

Опубликовано:
27.07.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru