Подводные аппараты-транспортировщики

В последние годы в практику подводных работ все более широко входят подводные аппараты с транспортными (или водолазными) приемовыходными отсеками. Эти аппараты представляют собой гибрид автономного подводного самоходного аппарата и рабочего снаряда (или водолазного колокола). Их основное назначение — транспортировка персонала к объекту работ и обеспечение работы на объекте. Высокая эффективность этих аппаратов привела к тому, что не только абсолютное, но и относительное количество их из года в год растет и в настоящее время составляет около 15% от общего числа обитаемых подводных аппаратов.

Компоновка подводных обитаемых аппаратов различных типов с водолазными отсеками в принципе одинакова. Рассматриваемые аппараты имеют двухотсечный прочный обитаемый корпус (или два раздельных отсека). Их общие очертания аналогичны обычным очертаниям обитаемых аппаратов. В носовом отсеке, где находятся рулевой аппарата, оператор транспортного (водолазного) отсека и, возможно, наблюдатель или инструктор (водолазный специалист), сохраняется нормальное атмосферное давление. Кормовой отсек может иметь нормальное атмосферное давление или повышенное давление искусственной дыхательной смеси, состав которой соответствует рабочей глубине погружения. Водолазный отсек имеет люк в донной части, открывающийся в воду или в камеру присоса, и иногда дополнительный входной люк в верхней части или в торцевой переборке. Через донный люк экипаж водолазного отсека может покинуть аппарат и возвратиться в него.

Подводные аппараты с водолазными отсеками имеют целый ряд преимуществ перед другими средствами обеспечения работы водолаза в воде, в том числе перед водолазными колоколами. Автономность аппаратов создает им большой радиус действия и исключает угрозу запутывания или зацепов кабель-шлангов. Водолаз транспортируется на объект быстро, безопасно и в комфортных условиях. Дыхательную смесь, энергию для обогрева и работы инструмента он получает из бортовых запасов аппарата. В случае возникновения аварийной ситуации водолаз может перейти в находящийся рядом подводный аппарат. Декомпрессию он проходит в палубной декомпрессионной камере судна обеспечения, которая имеет узел стыковки с водолазным отсеком аппарата.

Водолазы в подводном аппарате могут работать в режиме разовых спусков с кратковременным пребыванием на глубине и немедленной декомпрессией после возвращения в аппарат. В этом случае они находятся под нормальным атмосферным давлением в своем отсеке с момента погружения аппарата под воду вплоть до выхода на объект и фиксации на нем в удобном для работы положении.

Перед выходом водолазы закрывают переходной люк в носовой отсек управления, где находится оператор, поднимающий давление в водолазном отсеке до уровня забортного давления воды. Водолазы открывают донный люк своего отсека и выходят в воду на объект. Наблюдатель в отсеке управления поддерживает с ними двустороннюю связь и руководит их действиями. По завершении работы или окончании времени допустимого пребывания в воде водолазы возвращаются в аппарат, закрывают выходной люк, и оператор обеспечивает процесс декомпрессии. Декомпрессия продолжается ео время всплытия аппарата, подъема его на борт судна и завершается непосредственно в водолазном отсеке или в судовом декомпрессионном комплексе, с которым стыкуется водолазный отсек.

В режиме многосуточного, длительного пребывания под давлением, водолазы перед погружением переходят в пристыкованный к комплексу водолазный отсек аппарата и, находясь уже под повышенным давлением дыхательной среды, погружаются на объект, выходят в воду и выполняют необходимую работу. Вернувшихся в аппарат после работы водолазов под тем же давлением транспортируют на поверхность, в судовой комплекс, где они отдыхают до следующего погружения.

При транспортировке водолазов в герметичные стационарные корпуса, расположенные на дне, в водолазных отсеках подводных аппаратов поддерживается атмосферное давление воздуха. На дне аппарат стыкуется с донным корпусом так же, как на палубе судна с водолазным. После стыковки и откачки воды из камеры присоса водолазы открывают люки водолазного отсека и донного корпуса и, оставаясь в воздушной среде под нормальным давлением, переходят на объект и выполняют необходимые операции.

аппарата во всех трех измерениях с амплитудой раскачки не более 1,5°. Практика показывает, что в качестве судов обеспечения аппаратов с водолазными отсеками наиболее удобно использовать переоборудованные рыболовецкие траулеры с кормовым тралением, двухвальной энергетической установкой и носовым подруливающим устройством.

Эвакуацию водолазов, находящихся под давлением в палубных камерах терпящего бедствие судна, производят по новым правилам безопасности работ на морском нефтепромысле, требующим обеспечения постоянной часовой готовности аппарата с водолазным отсеком к спуску на воду (запас газов для перепуска в баллоны аппарата и сменный блок аккумуляторных батарей) и предусматривающим возможность ручного выкатывания аппарата на палубу и спуска на воду. Находящийся в воде аппарат с водолазами автономен, самоходен, может быть поднят на палубу любым подъемным краном грузоподъемностью 15 тс.

На аппаратах с водолазными отсеками размещены специальные системы и устройства. Это, во-первых, система жизнеобеспечения в водолазном отсеке, работающая в самом широком диапазоне давлений и составов дыхательной смеси. Во-вторых, система замещающего водяного балласта, автоматически компенсирующая массу выходящих из аппарата в воду водолазов. В-третьих, устройство для придания корпусу аппарата, прижатого ко дну массой фиксирующего балласта, необходимого положения и отстояния от дна, удобного для работы водолазов. И, наконец, система обогрева и подачи дыхательной смеси водолазу.

Упомянутые проблемы в той или иной степени возникают при создании подводных аппаратов всех типов. Новой задачей является стыковка камеры присоса свободно плавающего аппарата с комингс-площадкой подводного стационарного корпуса. Успех стыковки определяется пространственной и угловой точностью подхода друг к другу сопрягаемых плоскостей аппарата и донного корпуса. На аппарате ПС-15 эта проблема решена достаточно просто: оператор, ориентируясь визуально или с помощью телевизионной установки, выставляет аппарат в необходимое положение, обеспечивая касание, а затем плотное прилегание поверхности камеры присоса аппарата к комингс-площадке корпуса. Затем с помощью водяного насоса воду из камеры присоса откачивают за борт, и давление окружающей воды прижимает камеру присоса к комингс-площадке с усилием в сотни тонн. Однако визуальный контроль стыковки недостаточно надежен, особенно в условиях переменных течений, ограниченной видимости и пр.

Более надежным, хотя и более сложным конструктивно, представляется совмещение камеры присоса с комингс-площадкой направляющим тросом (рис. 29). Для автономных обитаемых аппаратов этот способ реализуется следующим образом. На первом этапе стыковки гак троса направляющей лебедки закрепляют в захвате манипулятора аппарата. Приблизясь к комингс-площадке, оператор при помощи манипулятора закрепляет на ней гак за рым и лебедкой подматывает трос так, чтобы поверхности комингс-площадки и камеры присоса плотно прижались друг к другу. Затем с помощью сжатого воздуха воду из камеры присоса отжимают в специальную заместительную цистерну аппарата, уравнивают давления в камере присоса и в отсеке, и люк аппарата можно открывать для перехода персонала в донный корпус.

Рис. 29. Схема работы стыковочного устройства подводного аппарата фирмы «Кокумс» с донным корпусом
1 — заместительная цистерна для приема воды из шахты; 2 — линия подачи воздуха для осушения заместительной цистерны; 3 — линия подачи сжатого воздуха для осушения шахты стыковочного устройства; 4 — клапан уравнивания давлений в отсеке аппарата и шахте стыковочного устройства; 5 — манипулятор; 6 — центрирующая лебедка; 7 — гак троса центрирующей лебедки

Опубликовано:
4.04.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru