Подводная фото- и киносъемка, подводное телевидение

Съемка под водой, являясь одним из интереснейших занятий, представляет определенные трудности, так как подводный фотограф или кинооператор помимо профессиональных знаний должен в совершенстве владеть техникой подводного плавания и погружений. Помимо широкого применения с любительскими целями, подводная съемка является важнейшим инструментом при проведении самых различных подводных исследований и работ. Только фотоснимки или кинокадры могут явиться полноценными объективными документами.

Подводная фотосъемка. Для съемок под водой фотоаппарат должен быть изолирован от воды. Это осуществляется с помощью специальных устройств, называемых боксами. Боксы по своему устройству подразделяются на мягкие и жесткие.

Мягкие фотобоксы (рис. 97, а) изготовляются любителями самостоятельно. Мягкий бокс представляет собой мешок из эластичного водонепроницаемого материала (резина, плотная полиэтиленовая или хлорвиниловая пленка и т. п.), прикрепленный к стеклу и имеющий зажим для его плотного закрывания. Фотоаппарат в таком боксе устанавливается на планке, скрепленной со стеклом под прямым углом, обеспечивающим параллельность плоскости объектива аппарата и защитного стекла. Управление фотоаппаратом под водой осуществляет-ся через стенки мешка, что не совсем удобно. Поэтому иногда в стенки мешка вклеивают резиновые пальцы. Определенный интерес представляет конструкция мягкого фотобокса, выполненная в виде водолазной рукавицы, надеваемой на руку.

Применяются мягкие фотобоксы для съемок на глубинах не более 5— 8 м.

Жесткие фотобоксы, в отличие от мягких, устраняют действие давления воды на фотоаппарат. В зависимости от конструкции и материала изготовления жесткие фотобоксы позволяют производить съемки на самых различных глубинах.

Рис. 97. Фотобоксы:
а – мягкий: б – жесткий типа УПК,

Имеется много конструкций жестких фотобоксов, изготовляемых любителями самостоятельно; изготовляются фотобоксы и промышленностью (табл. 32).
Универсальный фотобокс типа УПК (рис. 97,6) рассчитан на широкий круг подводных фотографов. Бокс ^ПК предназначен в основном для фотоаппарата «Ленинград», но допускает использование и других фото-аппаратов. Бокс имеет красивую обтекаемую форму. Надежная герметизация корпуса бокса обеспечивает проведение съемок на глубинах до 40 м. Ручки управления фотоаппаратом (установка шкал диафрагмы и дистанции, перемотка пленки и спуск) выведены на корпус бокса и его крышку, имеющую окно для наблюдения за шкалами. В конструкции бокса УПК предусмотрено подключение импульсной лампы вспышки.

Фотобокс типа КПФ предназначен для зеркальной фотокамеры «Старт». Многие узлы бокса КПФ полностью повторяют конструкцию бокса УПК. Бокс КПФ предназначен для съемок на глубинах до 40 м. Для наводки на резкость по матовому стеклу аппарата и для наблюдения за шкалами объективов в крышке бокса имеется два окна.

Выбор фотоаппарата для подводной съемки. Производить фотосъемки под водой можно практически лю* бым фотоаппаратом, помещенным в бокс. Но из большого числа существующих конструкций для съемок под водой наиболее удобными являются малоформатные фотокамеры «Ленинград», «Старт», «Зенит» и среднеформатная фотокамера «Салют».

Фотоаппарат «Ленинград» особенно удобен тем, что имеет механизм автоматической протяжки пленки, позволяющий быстро отснять 10—12 кадров с минимальными интервалами. Это дает возможность делать под водой ряд повторных снимков при съемке быстро движущихся объектов (например, рыб). К тому же, если объект съемки движется на аппарат, то, сделав 2—3 снимка, можно не сомневаться, что один из них будет резким. Если на аппарат поставить заводную головку с усиленной пружиной, то можно добиться, что за один завод механизм будет протаскивать все 36 кадров пленки. Это позволит исключить из конструкции бокса рукоятку взвода затвора.

Таблица 32
Данные фото- и кинобоксов промышленного изготовления

На фотокамеру «Ленинград» может быть установлен сменный короткофокусный объектив «Ориан-15» с относительным отверстием 1 :б, фокусным расстоянием 28 мм и углом поля зрения 75°, а использование для подводных съемок короткофокусных широкоугольных объективов с большими углами поля зрения крайне желательно.

Границы кадра при съемках под водой аппаратом «Ленинград» (как и другими аппаратами с дальномером и оптическим видоискателем) определяются с помощью рамочного видоискателя, который монтируется на крышке фотобокса. Это создает некоторые неудобства. Рамочный видоискатель не дает возможности точно определить границы кадра, так как имеет значительный параллакс, что приводит к ошибкам, особенно при фотографировании близко расположенных предметов. Кроме того, рамочным видоискателем невозможно пользоваться при съемках в мутной воде с применением специальной приставки, когда необходимо просматривать объект сквозь фотокамеру.

Фотоаппараты «Старт» и «Зенит» являются фотокамерами с зеркальным видоискателем. У этих камер полностью отсутствует параллакс, а фокусировка и результаты диафрагмирования объектива находятся под полным контролем фотографа. Использование фотоаппаратов «Старт» и «Зенит» для съемок под водой дает возможность, точно кадрируя, наблюдать объект съемки на матовом стекле, что позволяет избежать многих ошибок.

Фотоаппарат «Старт» комплектуется светосильным короткофокусным объективом «Мир-1» с фокусным расстоянием 37 мм, относительным отверстием 1:2,8, углом поля зрения 60° и высокой разрешающей способностью, что в сочетании с зеркальным видоискателем фотокамеры позволяет успешно применять фотоаппарат «Старт» при подводном фотографировании.

Особенно успешно фотоаппарат «Старт» при подвод-ных съемках применяется с использованием специальных объективов типа «Гидроруссар». Эти объективы обт ладаюг отличными качествами. Так, объектив «Гидро-руссар-5» имеет угол поля зрения на воздухе 97°, а в воде 70°, обеспечивая глубину резко изображаемого пространства от 50 см до бесконечности, что устраняет необходимость наводки на резкость.

Зеркальный фотоаппарат «Салют» рассчитан на применение катушечной пленки шириной 60 мм (кадры 6X6), что позволяет получать снимки высокого качества. Для аппарата может быть использован широкоугольный объектив «Мир-3» с «прыгающей» диафрагмой, облегчающей визирование. Контроль за резкостью изображения при съемке аппаратом производится по матовой поверхности линзы, а точность наводки проверяется по клиновому устройству, врезанному в центр матового стекла. Аппарат снабжается быстросменными кассетами. Возможность быстрой перезарядки аппарата и применение широкоугольного объектива «Мир-3» с «прыгающей» диафрагмой позволяют получать подводные снимки высокого качества. Недостатком аппарата является; малое число кадров, которое можно отснять на одну пленку.

Светочувствительные материалы. При выборе пленки’ следует учитывать особенности подводных съемок, такие, как малая освещенность объектов, пониженный контраст изображения, преобладание в спектре лучей синего и голубого цветов и т. п.

Для подводной съемки наиболее приемлемы черно-белые пленки типов А-2, РФ-3 и МЗ-2.

Пленка типа А-2 светочувствительностью 180—250 единиц по ГОСТу позволяет получать отличные негативы на различных глубинах при солнечном и искусствен ном освещении. Наилучшие результаты пленка типа А-2 дает при обработке в фенидоновом проявителе. Этот проявитель позволяет, меняя режим проявления, обрабатывать пленки, экспонированные с 2—4-кратными недодержками, обеспечивая весьма высокий контраст и хорошую проработку деталей изображения без заметного увеличения зернистости и вуали.

Пленка типа РФ-3 светочувствительностью 45—65 единиц по ГОСТу применяется при съемках в сочетании со светофильтром ОС-12, обеспечивая высокую контрастность изображения. Пленка сильно сенсибилизирована в сине-зеленой зоне спектра и, следовательно, пригодна для съемок на значительных глубинах.

Пленка типа МЗ-2 светочувствительностью 45—90 единиц по ГОСТу обладает высокой контрастностью и разрешающей способностью, что позволяет успешно применять ее для подводных съемок.

Для подводной съемки при дневном освещении используют цветные негативные пленки ДС-5 и ДС 3. Из обратимых пленок применяют пленки типов ЦО-1 и ЦО-2. При работе с цветными пленками следует иметь в виду, что эти пленки требуют очень точного определения экспозиции.

Техника подводной фотосъемки. Получение качественных подводных снимков представляет определенные трудности (особенно для начинающих подводные съемки) из-за существенных различий в условиях съемки под водой и на воздухе, которые всегда следует принимать во внимание.

При подводной фотосъемке всегда не хватает контраста. Необходимо поэтому выбирать наиболее контрастное сочетание между снимаемым объектом и фоном. Светлый объект лучше фотографировать на темном фоне грунта или на фоне толщи воды, уходящей в глубь, сверху вниз.. Темный объект лучше снимать на светлом фоне поверхности воды снизу вверх. Пловца в темном гидрокостюме выгодно снимать на фоне светлого песчаного дна. Для подводных съемок более желателен светлый костюм пловца, при котором снимки могут быть хорошими и при верхней и при нижней позициях фотографа. Эффектно выглядят снимки, сделанные из подводных гротов и пещер, когда позади снимаемых объектов находится светлая поверхность воды или источник освещения, при этом темные силуэты людей четко выделяются на светлом фоне.

Наилучшее время дня для съемок при естественном освещении —от 11 до 15 час, когда солнце стоит достаточно высоко над горизонтом и от поверхности воды отражается мало света. Не следует снимать в пасмурный день.

Экспозиция при подводных съемках наиболее успешно определяется с помощью фотоэлектрического экспонометра, помещенного в специальный бокс.
Цветную фотосъемку при естественном освещении не рекомендуется проводить на глубинах более 2—4 м, так как глубже получить яркие цвета на фотоснимке не удается из-за селективного поглощения света водой. Цветную съемку лучше производить с искусственным освещением, Полное или частичное искусственное освещение при фотографировании под водой намного улучшает качество снимков. Применяя искусственное освещение при съемках под водой, необходимо, чтобы источник света был отнесен от фотокамеры вперед и в сторону и освещал объект узко направленным пучком света (рис. 98), не освещая толщу воды между объективом фотокамеры и объектом съемки. В качестве источников света при подводных фотосъемках особенно удобно применять мощные импульсные лампы-вспышки.

При использовании для подводных съемок короткофокусного широкоугольного объектива следует помнить, что при съемках с близкого расстояния (0,5—0,8 м) объектов с размерами в длину более 1,5 м изображения получаются с несколько искаженными пропорциями. . -. .
Рис. 98. Оптимальное расположение источника света относительно снимающей камеры и объекта.

Выполняя фотосъемки под водой, положительных результатов можно добиться лишь при широком экспериментировании, тщательно анализируя причины неудач и ошибок и внимательно изучая условия съемок, характер и особенности применяемой аппаратуры.

Подводная киносъемка. К киносъемкам под водой, как более сложным, обычно приступают после приобретения некоторого опыта в подводном фотографировании. Этот опыт необходим, так как существует много положений, общих для обоих видов съемки.

Подводная киносъемка может выполняться кинокамерой любого типа( 8-, 16- и 35-мм), если ее изолировать от воды с помощью кинобокса.
Для большинства типов кинокамер боксы приходится изготовлять самостоятельно; промышленностью выпускаются жесткие боксы лишь для 8-мм кинокамер типов «Спорт» (2×8) и «Экран» (1X8) (см. табл. 32).

При выборе кинокамеры для съемок под водой следует исходить прежде всего из назначения съемок и от существующих возможностей. Лучшие результаты могут быть получены при использовании 35- и 16-лш кинокамер; фильмы на пленке 8 мм, имеющие маленький размер кадра (3,55X4,9 мм), получаются при подводных съемках худшего качества.

Техника киносъемок под водой требует от оператора большого искусства. Выполняя съемки, необходимо точно определить экспозицию (особенно для обратимых пленок), учитывать изменение освещенности снимаемых объектов при движении, стабилизировать положение кинокамеры и сохранять устойчивое положение тела и камеры в течение длительного времени, определять границы кадра, выбирать наилучшие направления съемки и т. д.

Определенные трудности представляет обработка кинопленки, отснятой под водой. Решение всех задач по созданию фильма с получением хороших результатов требует практических навыков, опыта, большой и целеустремленной работы. Неизбежные неудачи на пути к цели—-снять хороший фильм —не должны огорчать. Важно проанализировать допущенные ошибки и сделать правильный вывод.

Вопросы подводной фото- и киносъемки являются достаточно сложными, поэтому более подробно с ними можно познакомиться в соответствующей специальной литературе.

Подводное телевидение является эффективным средством наблюдения и поиска под водой, обеспечивая непрерывное поступление зрительной информации на поверхность: Подводное телевидение с успехом можно применять практически на любых глубинах при сильных течениях, при любой температуре воды и практически неограниченное время, когда использование других средств наблюдения и поиска (например, спуск водолазов) не представляется возможным.

В настоящее время подводную телевизионную аппаратуру с успехом используют для обследования затонувших кораблей, поиска затонувших предметов, осмотра подводной части различных гидротехнических сооружений, изучения районов и участков предстоящих подводных работ и рельефа морского дна, наблюдения за жизнью животного и растительного мира в глубинах морей и океанов, в промысловом рыболовстве для контроля за работой тралов и т. д.

Фактором, определяющим масштабы и область использования средств подводного телевидения, являются потери света в воде, вызываемые его поглощением и рассеиванием.

Как показывает практика, с помощью телевизионной аппаратуры удается видеть под водой несколько дальше, чем видит под водой человек. Конструкция подводной телевизионной аппаратуры определяется ее назначением и условиями использования.

Установка состоит из двух частей: подводных и надводных. При работе установки под водой находится передающая телевизионная камера, заключенная в подводный снаряд и имеющая два светильника. В надводную часть входят: блок питания с синхрогенератором

Рис. 99. Подводная телевизионная установка ПТУ-5.

и устройствами разверток, блок с малым видеоконтрольным устройством и большое видеоконтрольное устройство. Подводная камера связана с аппаратурой, находящейся на борту судна, подводным телевизионным кабелем длиной 350—500 м. В установке используется электронно-оптическая система, обеспечивающая углы зрения в воде 30 и 60°.

Имеются подводные телевизионные устройства и других конструкций.

Опубликовано:
14.12.09


Категория -

     

© Ilovediving.ru