Подготовка снаряжения и оборудования

Одним из основных требований, обеспечивающих безопасность погружений под воду, является исправность подводного снаряжения и оборудования. Поэтому вся техника обеспечения погружений должна содержаться в образцовом порядке и эксплуатироваться в полном соответствии с требованиями безопасности; при этом необходимо своевременно устранять обнаруженные неисправности и повреждения.

Проверка снаряжения и оборудования. Подготовка и проверка надежности снаряжения и оборудования осуществляются путем соответствующих проверок, которые подразделяются на полные, малые (периодические) и рабочие проверки. Проверки подводного снаряжения и оборудования являются обязательными и очень ответственными мероприятиями, невыполнение которых считается грубейшим нарушением техники безопасности.

Полная проверка снаряжения и оборудования проводится ежегодно в начале сезона, а также после ремонта, длительного хранения, больших перерывов в работе, при приемке новой техники (в случае сомнений в исправности техники) и для дыхательных аппаратов через каждые 150 час. работы.

При полной проверке дыхательных аппаратов прежде всего внешним осмотром проверяют комплектность аппарата, убеждаются в отсутствии механических повреждений и надежности креплений и соединений. Затем проверяют герметичность аппарата, погружая его в воду Дважды — с открытыми и закрытыми вентилями.

Появление пузырьков воздуха укажет на места неплотных соединений или поломок. При погружении аппарата в воду следует, во избежание травления воздуха через загубник при открытых вентилях, зажать шланг вдоха или закрыть отверстие в загубнике резиновой пробкой. При проверке аппарата «Украина» на герметичность шланг вдоха перекрывается краном мундштучной коробки загубника.

Дыхательный автомат является основной частью аппарата и поэтому на исправность этого узла необходимо обращать особое внимание. При полной проверке производят либо частичную, либо полную разборку дыхательного автомата, производят чистку, выявление и устранение всех дефектов и выполняют регулировку всех узлов.

При полной проверке дыхательного автомата устанавливают правильность работы предохранительного клапана, выверяют установочное давление редуктора и скорость его восстановления сразу после вдоха. Дыхательный автомат считается исправным, если он подает достаточное количество воздуха при сопротивлении дыханию на вдохе и выдохе не более 50 мм вод. ст.

Особое внимание следует, обращать на мембрану и диафрагму дыхательного автомата, которые из-за старения резины теряют эластичность и прочность. Для проверки эластичности и герметичности мембраны ее растягивают руками и просматривают на свет, чтобы убедиться в отсутствии разрывов и проколов. Жесткий центр мембраны не должен иметь вмятин и механических повреждений.

Проверяются также крепление клапана выдоха, плотность прилегания его лепестков и крепление дыхательных трубок.

Состояние трубок вдоха и выдоха проверяют путем растягивания гофров, обратив внимание на отсутствие в них проколов и разрывов.

Указатель минимального давления проверяют по манометру на давление срабатывания. В случае необходимости производят его разборку и регулировку.
Проверку полумаски, ласт и дыхательной трубки осуществляют внешним осмотром на отсутствие повреждений.

Герметичность крепления смотрового стекла в резиновом корпусе полумаски можно проверить, налив внутрь полумаски воду.

Проверка гидрокостюмов заключается в их осмотре и определении герметичности. Гидрокостюмы не должны иметь разрывов, проколов, протертых мест и нарушенных швов.

Полная проверка предусматривает также осмотр, выявление неисправностей, ремонт и регулировку средств зарядки дыхательных аппаратов сжатым воздухом, устройств связи и сигнализации, приборов подводного освещения и т. д. Правила этих проверок излагаются в соответствующих инструкциях.

Периодическая (малая) проверка предусматривает прежде всего контроль дыхательных аппаратов, так как при длительной эксплуатации может заметно ухудшиться их работа. Это в первую очередь относится к дыхательным автоматам, в которых солевые отложения, выделяемые из влаги, постепенно накапливаются на деталях, вызывают засорение воздухопроводных каналов, заедание клапанно-рычажной системы и другие нарушения в работе дыхательного автомата и аппарата в целом. Поэтому при частом пользовании аппаратом требуется периодически тщательно его проверять, а примерно раз в 2 месяца дыхательный аппарат подвергать частичной разборке и осмотру по узлам.

При периодической проверке аппаратов типов АВМ-1М и АВМ-1 отсоединяют дыхательные трубки и мундштучную коробку, гибкий шланг с указателем минимального давления и дыхательный автомат. При необходимости проверки и устранения неисправностей отсоединяют трубки высокого давления от вентилей баллонов, ремни крепления и снимают хомуты.

При периодической проверке частично разбирают и дыхательный автомат, при этом разобранные узлы очищают от грязи и солевых отложений, промывают теплой водой и тщательно осматривают, устраняя обнаруженные дефекты. Особенно внимательно проверяют состояние резиновой мембраны. При необходимости производят регулировку рычажной системы. При периодическом осмотре проверке подвергается также указатель минимального давления.

Рабочая проверка дыхательного аппарата и снаряжения проводится перед каждым погружением самим подводным пловцом и является обязательной.
Проверки снаряжения предусматривают также дезинфекцию.

Дезинфекция снаряжения. С целью предупреждения инфекционных и кожных заболеваний снаряжение дезинфицируют. Дезинфекцию проводят по получении предметов снаряжения со складов, после ежегодной полной проверки, перед сдачей на длительное хранение, при загрязнении в процессе эксплуатации и при появлении инфекционных или кожных заболеваний у спортсменов, а также перед каждым спускам под воду при использовании одного и того же снаряжения различными лицами.

Для дезинфекции снаряжения применяют этиловый спирт-ректификат крепостью 96° Применять для дезинфекции другие вещества, в том числе спирт-денатурат, запрещается.

Перед дезинфекцией спиртом части снаряжения тщательно прочищают от грязи, промывают теплой кипяченой водой и протирают марлей или чистой ветошью. В случае необходимости для удаления грязи используют мыльную воду и мягкие мочалки.

При дезинфекции дыхательных автоматов и дыхательных трубок в них заливают спирт по норме, добиваясь равномерного распределения спирта по всей внутренней поверхности. По окончании дезинфекции части, обработанные спиртом, следует продуть воздухом.

Другие части снаряжения протирают тампонами из марли или чистой ветоши, смоченными в спирте, вытирая затем насухо чистыми и сухими тампонами. Использовать для тампонов вату запрещается.

Зарядка дыхательных аппаратов сжатым воздухом.

Дыхательные аппараты типов АВМ-Ш, АВМ-1, «Украина» и другие заряжаются чистым воздухом с содержанием кислорода не менее 20,9%, углекислого газа не более 0,03% и влаги не более 1,0—1,5%. Допустимое содержание вредных примесей в воздухе при нормальном Давлении следующее: окислы азота в пересчете на N2Os— “е более 0,001 мГ/л, окись углерода (СО) — не более 0,004 мГ1лп суммарно углеводороды не более 0,06 мГ/л.

Эти значения величин примесей даны при использовании сжатого воздуха для погружений на глубины до 40 м.

Особое внимание должно быть обращено на предотвращение загрязнения воздуха окисью углерода (СО), поэтому при зарядке баллонов аппарата непосредственно от компрессора необходимо обеспечить условия, исключающие возможность всасывания компрессором воздуха, загрязненного выхлопными газами. Выхлопные газы бензиновых или дизельных двигателей содержат до 2,8% СО, а содержание СО в воздухе даже в размере 0,05% опасно для человеческого организма при дыхании сжатым воздухом, так как при дыхании под водой парциальное давление угарного газа и его ядовитое действие возрастут во столько раз, во сколько увеличится давление. Существующие фильтры окись углерода не задерживают.

При зарядке дыхательных аппаратов во избежание отравления периодически производят анализ воздуха, нагнетаемого в баллоны аппарата, проверяя тем самым качество работы компрессора и фильтров.

Периодичность анализа воздуха, получаемого от компрессоров высокого давления, устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с требованием эксплуатационных инструкций компрессоров и фильтров к ним с учетом условия использования компрессора и его технического состояния.

Качество воздуха может быть определено органолеп-тическим, биологическим или лабораторным способом, а также (на содержание СО) с помощью экспресс-анализатора.

Органолептический способ. Включившись в заряженный воздухом аппарат, дышать 0,5—1 мин. Если чувствуется запах дыма, прогорклого масла или другие неприятные запахи, то использовать воздух для погружений нельзя. Для определения наличия окиси углерода, которая не имеет запаха, необходимо дышать из аппарата в течение 3 мин. Если за это время не появятся первые признаки отравления, имеющие место при наличии окиси углерода, воздух считается пригодным.

Биологический способ предусматривает использование для контроля птиц или мышей, которые помещаются в герметический сосуд (лучше стеклянный), заполненный исследуемым воздухом. Если через 5 мин. мышь или птица не погибнет и будет чувствовать себя хорошо, то воздух пригоден для дыхания. При появлении признаков отравления у птицы или мыши воздух следует отправить на лабораторный анализ.

Лабораторный способ определения качества воздуха является наиболее совершенным. Для этого пробу воздуха берут в стеклянный сосуд” и химическим путем определяют качественный, а затем и количественный (процентный) состав воздуха.

Контроль воздуха с помощью экспресс-анализатора позволяет наиболее быстро и просто определить наличие окиси углерода (СО) в составе воздуха, находящегося в баллонах аппарата. Для этой цели в отверстие загубника вставляется резиновая пробка или металлическая заглушка с отводом, на который надевается резиновая трубка.

Анализатор-индикатор СО представляет собой стеклянную трубочку, заполненную белым кристаллическим веществом и запаянную с концов (для проверки качества воздуха на СО используют индикаторные трубки от газоопределителя ГХ-1). Для контроля трубочка индикатора осторожно обламывается по концам и окрашенным концом соединяется с резиновой трубкой на отводе заглушки. Затем зажимают трубку выдоха и при помощи какой-либо палочки нажимают на жесткий центр мембраны дыхательного автомата, обеспечивая трижды по минуте поступление воздуха в трубку вдоха и через загубник в трубочку индикатора. Изменение цвета вещества, заполняющего индикатор, от деления нуль и дальше или появление зеленого кольца указывает на присутствие в проверяемом воздухе окиси углерода (СО) свыше 0,004 мГ/л. Такой воздух считается непригодным для дыхания; необходимо выяснить и устранить причины, вызывающие попадание окиси углерода (угарного газа) в сжатый воздух.

Зарядка дыхательных аппаратов осуществляется сжатым воздухом до установленного давления 150 или 200 ати, которое соответствует +20° С. Изменение температуры на Г изменяет давление в баллонах аппарата примерно на 0,5 ат.

Из этого следуют особенности зарядки и использования дыхательных аппаратов:
— сжатие воздуха повышает его температуру, поэтому баллоны при зарядке нагреваются; после охлаждения баллонов давление в них падает и, чтобы пополнить баллоны до установленного давления, их надо дозарядить;
— при повышении внешней температуры (например, при жаркой погоде) баллоны необходимо искусственно охлаждать или стравливать из них часть воздуха;
— при низких температурах воздуха и спусках под воду, когда ее температура значительно ниже температуры воздуха, нужно учитывать падение давления в баллонах и соответственно уменьшать допустимое время пребывания под водой.

Заряжать аппараты типов АВМ-1М, AB1W-1M 2, АВМ-1 и «Украина» кислородом категорически запрещается. Запрещается также зарядка дыхательных аппаратов техническим воздухом.

Наполнение баллонов дыхательных аппаратов сжатым воздухом может осуществляться от компрессоров высокого давления, перекачкой кислородными компрессорами из транспортных баллонов или перепуском из транспортных баллонов.

Для зарядки аппарата от компрессора высокого давления необходимо иметь фильтр и батарею баллонов. В батарее баллонов сжатый воздух рекомендуется выдерживать в течение суток- за это время из воздуха осядут пары влаги и возможные пары масла, которые при высоких температурах нагнетания воздуха не могут быть задержаны фильтром.

Заряжать аппараты непосредственно от компрессора через фильтр без использования батареи баллонов допустимо при надлежащем контроле за состоянием фильтра и отработанности фильтрующих составов.

Состояние фильтра ФВД-200 контролируется систематически не реже чем через каждые 4 часа работы.

Дыхательные аппараты заряжают также сжатым воздухом из транспортных баллонов с помощью перекачивающих кислородных компрессоров (рис. 75), которые позволяют повышать давление в заряжаемых баллонах в 2—4 раза по сравнению с давлением в транспортном баллоне.

В случае если для перекачки воздуха используется компрессор с ручным приводом, то целесообразно нагнетать воздух в баллоны аппарата до полуторного давления по сравнению с давлением в расходуемом транспортном баллоне, чтобы избавиться от длительной и изнурительной работы при перекачивании.

Дыхательный аппарат перекачивающим кислородным компрессором заряжают в таком порядке:
— воздух самотеком перепускают в заряжаемый аппарат из транспортного баллона с наименьшим давлением;
— после выравнивания давлений накачивают воздух в баллоны аппарата компрессором до давления в 1,5—2 раза больше, чем конечное (в момент окончания перепуска) давление s расходуемом транспортном баллоне, но не выше давления во втором транспортном баллоне;
— закрывают вентиль первого транспортного баллона, открывают вентиль второго баллона с большим давлением, перепускают воздух в аппарат и продолжают его перекачку компрессором.

Рис. 75. Схема зарядки дыхательного аппарата из транспортных баллонов:
1 — заряжаемый аппарат; 2 – ручной перекачивающий компрессор; 3 — контрольные манометры; 4~ транспортные баллоны.

В таком же порядке при необходимости подключают третий транспортный баллон, а если нужно, то после него и четвертый и ведут перекачку из него до достижения рабочего давления в баллонах дыхательного аппарата.

По израсходовании воздуха в первом баллоне на его место ставится новый, при этом меняется нумерация баллонов в батарее: второй баллон становится первым, третий — вторым, четвертый — третьим, а новый —четвертым.

Таблица 21

Схема зарядки воздушных дыхательных аппаратов из транспортных баллонов с помощью перекачивающего компрессора

Примечание. Таблица рассчитана для 40-литровых транспортных бал-с давлением воздуха 150 am.

Для определения расхода воздуха из транспортных баллонов и порядка зарядки аппаратов можно пользоваться данными табл. 21. В таблице не учитываются возможные утечки воздуха, поэтому давление в транспортных баллонах может падать быстрее, чем это указано.
Зарядка дыхательных аппаратов только перепуском воздуха из транспортных баллонов осуществляется при отсутствии перекачивающего компрессора, при этом аппараты заряжаются неполностью, за исключением того случая, когда используются транспортные баллоны, заряженные до 200 ат, для зарядки аппаратов, имеющих рабочее давление 150 ат.

Для зарядки аппаратов перепуском используется батарея, состоящая не менее чем из пяти баллонов. Перепуск воздуха в аппарат ведут сначала из баллона, имеющего меньшее давление, а затем поочередно из других баллонов, кончая баллоном с наибольшим давлением.

Опубликовано:
14.12.09


Категория -

     

© Ilovediving.ru