Человек в подводной среде

Живя в наземных условиях, мы не привыкли задумываться о физических силах, постоянно воздействующих на наш организм. Лишь в непривычной для него окружающей среде, в космическом пространстве, например, или под водой, человек начинает ощущать на себе физические законы нашего существования.

Высотная медицина стала реальностью, когда аэронавты поднялись на такую высоту, где атмосфера уже непригодна для жизнеобеспечения человека и дает знать о себе нехватка кислорода, порой летальная. Космическая медицина определила минимум физических параметров, необходимый для жизнеобеспечения человека. Те, кто летают в космос, берут с собой свою окружающую среду —в капсулах или скафандрах.

Вопрос о предельной глубине, на которую человек может погружаться в океане, решался неоднократно и всякий раз по-разному. Разумеется, человек может безболезненно опускаться на самые большие океанские глубины, если он окружит себя, как и в космическом полете, искусственной средой. 23 января 1960 г. человек достиг самой глубокой впадины на океанском дне. В батискафе Триест, этом подводном аэростате с герметизированной гондолой, Ж- Пикар и Д. Уолш достигли дна Марианской впадины на глубине 10 919 м. В период погружения давление внутри камеры, в которой находились акванавты, незначительно отличалось от нормального атмосферного. Аналогичный способ жизнеобеспечения предусматривался и при конструировании водолазного снаряжения. Поддержание давления на уровне 1 атм, возможность дышать обычным воздухом является решением проблемы жизнеобеспечения — теоретическим. Первые герметические скафандры были сконструированы и успешно опробованы фактически 50 лет назад.

Не так давно идея одноатмосферной водолазной системы снова подверглась изучению. Этим занималась американская фирма «Литтон индастриз», хотя новых разработок так и не последовало. Если бы под водой человеку нужно было выполнять только функцию наблюдателя, то одноатмосферная система, несомненно, оказалась бы вполне приемлемой. Дело, однако, втом, что погружение человека на глубину оправдывается лишь тогда, когда под водой он занимается производительным трудом. А для того чтобы создавать, производить, человек должен двигаться и его снаряжение должно обеспечивать ему возможность пользоваться своими органами чувств. Исследователи подводного мира не имеют тех преимуществ, которые есть у исследователей космоса. Никто не соглашается ради решения загадок мироздания платить миллиард долларов за фунт породы или пыли с морского дна. Человек в море должен работать.

Будущее человека в море связано с экономически рентабельной эксплуатацией ресурсов океана, которые становятся крайне необходимыми для продолжения жизни на нашей густонаселенной планете. Решающими для любой подводной системы, в том числе и для человека, являются ответы на два вопроса: может ли данная система надежно и экономично выполнять необходимую работу и в состоянии ли она выдерживать воздействие агрессивной среды океана? Когда подобные требования предъявляются к человеку — составной части подводной системы,— ответ неизбежно зависит от времени и уровня научно-технического прогресса. За последние годы немало сделано для того, чтобы ответы на указанные вопросы могли оказаться положительными.

Существует много данных, свидетельствующих о том, что человек фактически имеет «морское» происхождение и не совсем еще утратил признаки, характерные для существ, живущих в воде. Это плазма крови, по солевому составу близкая к морской воде, и сходство зародыша человека на определенных стадиях развития с зародышами морских млекопитающих; можно упомянуть также жаберные тычинки у человеческого зародыша и наличие околоплодной жидкости, по химическому составу похожей на морскую воду, в матке женщин. И все же для того чтобы вернуться в море, человеку необходимы искусственные приспособления типа акваланга с дыхательной смесью и термокостюма (рис. 1).

Перечисленные признаки сходства человека с морскими животными вполне достоверны, и все же факт остается фактом: организм человека не может извлекать из воды необходимый для его жизнедеятельности кислород. Зрительное восприятие человека на больших глубинах мало чем отличается от зрительного восприятия слепого в нормальных наземных условиях, его слуховое восприятие в воде практически сводится к нулю, его способность передвигаться под водой явно неудовлетворительна, а беззащитность перед грозными морскими хищниками ставит его в положение пещерного человека, живущего среди плотоядных динозавров. Тем не менее мы видим, что человек собирается работать на глубине 600 м при температуре морской воды 4° С и ниже при почти полном отсутствии солнечного света и при давлении 64 килограмма на каждый квадратный сантиметр его тела. И самое замечательное во всем этом то, что человек должен не просто существовать на глубине 600 м в указанных условиях: он должен оставаться мыслящим существом, способным заниматься творческим, созидательным трудом и почти в полной мере пользоваться своими основными органами чувств. Для того чтобы объяснить, каким образом человек может функционировать в подобных экстремальных условиях, необходимо рассмотреть реакции человеческого организма на непривычную для него подводную среду.

Рис. 1. Оснащенный адаптационными устройствами, состоящими из дыхательного аппарата с гелиево-кислородной смесью и обогреваемого гидрокостюма, акванавт, участвующий в работах по программе Силаб, совершает подводную прогулку. Его сопровождает морской лев — млекопитающее, которое не нуждается в искусственных адаптационных устройствах.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru