Баллоны

Баллоны предназначены для хранения запаса сжатого воздуха, которым дышит человек, пользующийся аппаратом.

Баллон (рис. 37) представляет собой пустотелый цилиндр, имеющий с одной стороны выпуклое дно, а с другой вытянутую шейку с горловиной. Отверстие горловины имеет резьбу, чаще всего коническую, которой баллон соединяется с запорным вентилем. Для воздушных дыхательных аппаратов применяются баллоны, рассчитанные на рабочее давление сжатого воздуха от 150 до 200 ат, изготовленные из высококачественной легированной стали (например, сталь ЗОХГСА) со следующими физико-механическими свойствами: временное сопротивление разрыву аь — не менее 90 кГ/мм2; предел текучести 0Т — не менее 70 кГ/мм2; ударная вязкость ак — не менее 10 кГм/см2,

Рис. 37. Баллон высокого давления с вентилем:
а — конструкция баллона; б — профиль резьбы в горловине баллона.

Баллоны отечественного производства должны отвечать требованиям ГОСТ 949-57. Согласно ГОСТу, баллоны выпускаются с различной внутренней емкостью: 0,4, 0,7, 1,0, 1,3, 2,0, 3,0, 4,0, 5,0, 6,0, 7,0, 8,0, 10,0 и 12,0 л — баллоны малой емкости и 20—55 л — баллоны средней емкости. Диаметры D баллонов, их длины L6in и толщина стенки t различны для баллонов разной емкости. Резьба в горловине баллонов выполняется конической по ГОСТ 9909-61 с конусностью /(=2 tg ф=3 :25 при угле уклона <р=3°26’2”, с шагом s= 1,814 мм (14 ниток на 1”) и с наружным диаметром dHap = 19,2 мм (у баллонов малой емкости) и dHap =27,8 мм (у баллонов средней емкости. Высота остроугольного профиля Я-1,742 мм, глубина профиля h= 1,162 мм, радиус закругления г=0,249 мм.

! Важной характеристикой, определяющей пригодность баллонов для использования их в дыхательном аппарате, является отношение веса (в килограммах) к внешнему объему баллона (в литрах). Это отношение не должно превышать единицы. В противном случае баллоны будут иметь большую отрицательную плавучесть, что затруднит плавание в аппарате.

На горловине каждого баллона выбиваются паспортные клейма: товарный знак завода-изготовителя, номер баллона, дата (месяц и год) изготовления и год следующего-испытания, назначенное рабочее и пробное гидравлическое давление (в атмосферах), емкость баллона (в литрах), вес баллона без вентиля (в килограммах), клеймо ОТК. Например, клеймо 3-58-63-68, Р = 150, Л=225, £=7,2, 5 = 7,7 означает, что баллон был изготовлен в марте 1958 г., испытан в марте 1963 г. и срок очередного испытания — март 1968 г., рабочее давление— 150 ат, пробное гидравлическое — 225 ат, внутренняя емкость — 7,2 л, вес — 7,7 кГ. Паспортные клейма являются единственными данными, по которым можно судить о пригодности баллона. Поэтому клейма должны быть четкими и не закрашиваться. Наружная поверхность баллонов дыхательных аппаратов окрашивается в светло-шаровый или желтый цвет. На цилиндрической части баллонов должна быть надпись «Сж. воздух», которая наносится черной краской.

Внутренняя полость и поверхности воздушных баллонов должны быть чистыми и не иметь ржавчины и грязи. В случае необходимости (при ремонте) чистка баллонов осуществляется при вывинченных вентилях в следующей последовательности: баллон сроком на сутки заливается раствором (0,5 кГ на 5 л воды) антидюпона (антидюпон — химикалий для очистки котлов), далее дважды на 2 часа баллон заливается горячим щелочным раствором (0,5—0,7 кГ каустической соды на 25 л воды при температуре 90°С), затем баллон тщательно промывается горячей водой и просушивается.

В обращении с баллонами необходимо соблюдать следующие требования:
1. Не допускать давления воздуха в баллоне свыше рабочего допускаемого.
2. Не заполнять воздушные баллоны кислородом или другими газами.
3. Не бросать баллоны и не стучать по ним твердыми предметами.
4. Не оставлять наполненные баллоны продолжительное время на солнце, так как от нагрева давление в них повышается.
5. Соблюдать сроки технических осмотров баллонов, производя проверку их и испытание не реже одного раза в 5 лет.

Вентили. Составной частью баллона является запорный вентиль, который ввертывается в горловину на свинцовом глете с обеспечением полной герметичности соединения. Запорные вентили встречаются нескольких типов (рис. 38) и отвечают требованиям ГОСТ 1638-42 (для малолитражных баллонов) и ГОСТ 699-59 (для баллонов средней емкости).

Вентиль КВ-1М (рис. 38, а) предназначен для малолитражных баллонов. В корпусе вентиля помещен клапан с эбонитовым впрессованным вкладышем, который закрывает входное отверстие в седле корпуса. Клапан пружиной отжимается от седла, упираясь верхней частью в гибкую уплотнительную мембрану, закрепленную в расточке корпуса вентиля кольцевой пробкой.

Рис. 38. Запорные вентили к баллонам высокого давления: а — вентиль КВ-1М; б — вентиль КВМ-200.

При закрытом вентиле пружина 10 сжата и, следовательно, стремится приподнять клапан. Однако этому препятствует шпиндель 7, который резьбой соединен с пробкой 9. Шпиндель через шарик, сегментовидную прокладку 5 и гибкую мембрану 4 нажимает на клапан сверху, не позволяя ему отойти от седла. Сегментовид-ная прокладка предохраняет мембрану от истирания шариком.

Чтобы открыть вентиль, необходимо повернуть против часовой стрелки маховичок, который установлен на четырехграннике конца шпинделя и удерживается на нем гайкой 8. Сверху маховичок закрыт резиновым колпачком.

При повороте маховичка шпиндель повернется и поднимется при этом по резьбе в пробке. Под действием пружины и сжатого воздуха клапан отойдет от седла и откроет выходное отверстие, а воздух получит возможность беспрепятственно выходить из баллона. В нижнюю часть корпуса вентиля обычно ввернута трубка. Имея глухое заостренное дно с двумя радиальными отверстиями, она предохраняет от попадания (вместе со струей сжатого воздуха) возможной окалины, ржавчины, пыли или грязи из баллона в каналы вентиля и далее в дыхательный аппарат.

Закрывается вентиль вращением маховичка по часовой стрелке, при этом шпиндель, перемещаясь по резьбе в пробке, надавит через шарик, сегментовидную прокладку и гибкую мембрану на клапан и прижмет его к седлу. Выходное отверстие перекроется, и выход воз-Духа прекратится.

Вентиль КВ-1М, являясь мембранным, достаточно надежен. На случай прорыва мембраны предусмотрено отверстие в верхней части корпуса вентиля, через которое воздух из баллона выйдет и тем самым обнаружит неисправность вентиля. Недостатком вентиля КВ-Ш является сравнительно большое усилие при закрывании.

Вентиль КВМ-42 предназначен для малолитражных баллонов.

В конструкции этого вентиля отсутствует мембрана, что делает его менее надежным, чем вентиль КВ-Ш, так как в процессе эксплуатации фибровое кольцо, уплотняющее шпиндель, быстро изнашивается, дает трещины и способствует утечке сжатого воздуха из баллона.

Вентиль КВМ-200 (рис. 38, б) достаточно широко используется для малолитражных баллонов дыхательных аппаратов. Состоит вентиль из корпуса, запорного клапана с фторопластовой вставкой, шпинделя, маховичка с пружиной и гайкой, передающего сухарика, гайки, фторопластового уплотнительного кольца и шайбы, втулки и предохранительной трубки.

При вращении маховичка вращается соединенный с ним шпиндель, который через передающий сухарик в свою очередь вращает клапан. В зависимости от направления вращения шпинделя клапан поднимается или опускается по резьбе корпуса, открывая или закрывая отверстие в седле.

Вентиль КВБ-53С предназначен для установки на баллонах высокого давления средней емкости, в частности емкостью 40 л. Вентиль относится к группе вентилей мембранного типа и по конструкции отличается от вентиля КВ-1М лишь диаметром конической резьбы.

Опубликовано:
14.12.09


Категория -

     

© Ilovediving.ru