Автономные дыхательные аппараты (акваланги)

Автономный водолазный аппарат, снабженный баллонами со сжатым воздухом, или, как его теперь принято называть, акваланг, получил признание в середине 40-х годов нашего столетия. Именно этот аппарат способствовал бурному развитию научных подводных исследований, создал новый вид спорта и превратил военных водолазов из спасателей в эффективный род войск. Однако в промышленном водолазном деле акваланг не получил столь широкого применения, что объясняется как спецификой работы промышленных водолазов, так и чисто экономическими соображениями.

Ограниченные практические возможности акваланга определяются его конструкцией и особенностями использования. Продолжительность пребывания водолаза под водой зависит от количества воздуха для дыхания, которое он может взять с собой, и скорости его расхода. Аквалангист обладает нейтральной плавучестью, что во многом препятствует выполнению им подводных работ. Он не связан с поверхностью и в редких случаях снабжен средствами связи, поэтому считается, что водолаз в костюме обычного типа находится в большей безопасности, чем аквалангист, работающий в одинаковых с ним условиях.

Соображения экономического характера, хотя и не столь отчетливо выраженные, не менее важны. Более низкая стоимость снаряжения и ухода за ним обусловила появление целой армии опытных спортсменов-аквалангистов, горящих желанием найти дающее прибыль применение своим талантам. Они готовы выполнять различные работы за меньшую, чем у обычных водолазов, плату и создают для последних вполне реальную с экономической точки зрения угрозу конкуренции, особенно в работе на небольших глубинах. Несколько лет тому назад представлялось выгодным использовать высокомобильных аквалангистов для выполнения различного рода подводных проверок и обследований, требовавших от водолаза большой свободы передвижений в горизонтальной плоскости. Однако создание легководолазного костюма промышленного типа, позволившего водолазу свободно плавать, задушило эту идею в самом зародыше.

В настоящее время акваланг является основным видом водолазного снаряжения для выполнения научных подводных работ, подводного спорта и военных целей. Вместе с тем ничто не указывает на возможность его широкого использования в промышленном водолазном деле в ближайшие годы.

Все современные акваланги по своей конструкции относятся к системам с подачей воздуха по потребности и открытым циклом дыхания. Это означает, что воздух поступает к аквалангисту только тогда, когда он делает вдох, и выпускается в воду после выдоха. Существует много вариантов конструкции акваланга, однако в состав каждого из них входит баллон (или баллоны) со сжатым воздухом, система клапанов для понижения давления воздуха и специальный механизм, обеспечивающий подачу воздуха при вдохе аквалангиста.

За прошедшие 25 лет конструкция акваланга претерпела много изменений. В настоящее время этот аппарат достиг такой стадии развития, при которой различия между поступающими в продажу аквалангами определяются не какими-нибудь существенными усовершенствованиями, а лишь незначительными улучшениями эксплуатационных показателей и качеством исполнения. Скорость расхода воздуха в этих системах и предельная глубина погружения со сжатым воздухом не зависят от конструкции и изготовления акваланга. Они непосредственно связаны с опытом аквалангиста и физиологическими процессами в человеческом организме на глубине.

Система хранения и подачи сжатого воздуха. Сжатый воздух для аквалангов обычно находится в баллонах цилиндрической формы, рассчитанных на давление от 126 до 300 кгс/см2. Это — «рабочее давление», в пределах которого может многократно заполняться баллон без риска возникновения избыточной усталости металла. В Соединенных Штатах нормативные требования, предъявляемые к материалу, конструкции и способу изготовления этих баллонов, находятся под контролем федеральной комиссии по вопросам транспорта. Величина баллонов нормируется не по их геометрическим размерам, а по объему воздуха при атмосферном давлении, который они могут вместить, когда воздух сжат до расчетного давления баллона. Так, баллон, моделированный на объем 1,98 м3 и расчетное давление 158,2 кгс/см2, должен вмещать количество воздуха, достаточное, чтобы заполнить резервуар объемом 1,98 м3 при давлении 1 атм, хотя фактически внутренний объем этого баллона составляет около 0,057 м3.

В состав системы входит клапан высокого давления. Конструкция клапана зависит от фирмы-изготовителя, но обычно этот механизм относится к одному из двух типов — проходному клапану К или резервному клапану. Клапан (представляет собой простой запорный клапан, тогда как в клапане предусмотрен поджатый пружиной затвор, автоматически закрывающийся, когда давление в баллоне достигнет определенного минимума. Подача воздуха в этом случае прекращается до тех пор, пока аквалангист с помощью специального рычага не возобновит ее. Но в это время он уже будет точно знать, сколько воздуха осталось в баллоне.

Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. Л., “Судостроение”
Дж.Кенни.

Опубликовано:
11.10.12


Категория -

     

© Ilovediving.ru